Сформированная зрелая личность не подвержена влиянию автократии.
Возвеличивание даже авторитетных персоналий не присутствуют в парадигме зрелой личности. Оспаривание своей точки зрения, в случае не совпадения взглядов с авторитетом, является такой же нормой, как и личные предпочтения, вкусы и т.д.
Но, если речь идёт о детях, как "культ личности" влияет на не зрелый организм и неокрепшие ум?
Безусловно, влияние колоссальное, но при условии, что взаимодействий ребёнка с объектом "культа" гораздо больше, чем с остальными членами семьи, общества.
Взрослые могут замечать, как дети быстро начинают копировать любимых педагогов, будь то воспитательница в детском саду или учительница начальных классов. Они с лёгкостью и часто в игровой форме демонстрируют поведение такого взрослого, жесты, интонации.
В подростковом возрасте, дети могут копировать макияж, манеру одеваться, говорить. Смотреть рекомендованные фильмы, читать книги, о которых говорил или рекомендовал взрослый.
Всё это имеет место быть в период созревания личности, как опора знаний, как базовая структура. И хорошо, если в действительности - в качестве подражания служат: развивающая литература и кино и качественная музыка.
Так, ученики балетных, танцевальных, театральных школ - очень часто имеют "скопированный поневоле" почерк учителя.
Конечно, грамотный педагог всегда постарается увидеть индивидуальность ученика и постарается плавно вывести его в собственную органику. Если повезёт с педагогом, то ученик приобретает не только мастерство от мастера, но и привносит "самого себя" в дело, которому обучается. Так, молодые художники приобретают свой почерк. Певцы и музыканты звучат по особенному и становятся узнаваемыми из сотни коллег по цеху. Артист становится характерным и обладает собственной (уникальной!) манерой игры.
Как же предостеречь ребёнка от слепого копирования своего учителя, особенно, когда речь идёт о выбранном занятии по душе.
ПРОСТЫЕ ТРИ ПРАВИЛА:
1. Не запрещайте ребёнку спорить!
Научите его правильно дискутировать и приводить аргументы, даже если они пока строятся на "я так чувствую"
2. Обращайте внимание ребёнка на его тело.
Научите ребёнка "разговаривать со своим телом и слушать его".
Расскажите ему, что тело - это живой инструмент, который всегда подскажет верность решения. Начните с радостных моментов изучать тело. Как правило, радость дети описывают - как щекотливое и тёплое "что-то" в области грудной клетки. От радостных идей - они часто бегут в туалет (расширение внутри). Тогда как при расстройстве или страхе - холод и колкость в животе. У каждого ребёнка всё индивидуально - научите своего ребёнка "слушать именно себя"
Расскажите, как применять первичные знания об интуиции на практике. Практикуйте вместе с ним!
3. Научите ребёнка медленно есть.
Да, да. Вот так. Первый класс - вторая четверть. Вкусовые рецепторы - важнейшая составляющая в эмоциональной стабильности ребёнка. Вначале обучения - спрашивайте, на что походит вкус? Какая ассоциация? Какая структура еды - когда она попадает на язык. Приучите внимательности к еде, медленному поглощению и наслаждению едой. Даже если это будет всего лишь 1/3 порции. Дети очень чувствуют: сколько и какой еды им сейчас необходимо для выработки энергии.
4. Обсуждайте переживания и радости от обучения.
Всегда интересуйтесь происходящим в школе, но только если сам ребёнок проявляет к этому желание. И уж конечно, не отказывайте в обсуждении, если сам ребёнок пришёл с инициативой поделиться своими мыслями и впечатлением.