Найти в Дзене
Учитель гармонии

О праве на "судейство" в педагогике

Дочь моя Нина, пятиклассница. Кое-что умеет, но я-то знаю: умеет катастрофически мало. Наша сила в родительской объективности!
Дочь моя Нина, пятиклассница. Кое-что умеет, но я-то знаю: умеет катастрофически мало. Наша сила в родительской объективности!

Я периодически пишу о лояльности в учительстве. С годами всё больше придерживаюсь подобных настроений - и, соответственно, готова обозначить тому причину.

Приглашённая в музыкальное СПО ещё 25-летней, дерзости я набралась довольно шустро. Нагружала студентов непомерными заданиями, требовала отдачи - и, в целом, была педагогически успешна. Регулярно проводила концертные показы своей теоретической "кухни", "строила" учеников сверхурочно и откровенно выжимала из них урожай результатов. Переступив порог заМКАДовской квартирки, патологически падала без сил. Сама того толком не осознавая, от подопечных требовала близкого градуса вовлечённости. О моральном износе в те годы не задумывалась, факт. Я была молода, креативна и, вероятно, жестока.

До семьи и материнства дорасти удалось лишь на четвёртом десятке. Почему так? А без понятия. Уж слишком проникалась тогда своей профессиональной - якобы - значимостью. Жизнь такие ошибки прощает со скрипом, сколько ни лей крокодиловы слёзы о позднем родительстве...

Пряталась в декреты и отпуска по уходу - ненадолго - оперативно возвращалась - продолжала "жестить" со студентами. Высказывалась в классе уже не так категорично, но всё еще была склонна к оценочным суждениям - и даже, грешна, кое-кого откровенно сопоставляла с собой любимой образца 1990-х. Досадовала на чью-то недостаточную одарённость, заторможенность, слабую реакцию, "линейность" мысли, простоватость и даже дурновкусие в специальных делах. Приглядывалась к "беспощадным" старшим коллегам, с которых норовила "зеркалить" эти - как я сейчас понимаю - чудовищные повадки.

Однажды моей педагогической вакханалии пришёл конец. Триггером послужила ситуация, о которой я ранее на канале уже не раз упоминала. Дочь Нину, самую старшую, не приняли в подготовительный класс "мерзляковской" ДМШ (при училище), которую я чуть было не сочла для своей семьи "домашней". И совершенно справедливо не приняли: ребёнок не был в должной мере подготовлен, не предъявил и не мог предъявить исключительной природы.

Зарёванные, потерянные и, как казалось, "преданные своими", мы с Ниной вполне случайно оказались в одной из районных музыкальных школ московского Центра, где дочка начала обучаться... а мама невзначай открывала для себя простые истины, входя всё глубже в образовательный процесс "с нуля" (это вам не "готовеньких" студентов шпынять, это пашня). В итоге, к "Бетховенской" мы "приросли" крепко (нынче трое детей "в деле"), нашли лучших для себя педагогов и созвучную атмосферу. Добрая половина моего канала навеяна эмоциями вокруг этой школы!

Я видела детей, я наблюдала родителей, анализировала бытие цельных семей, вовлечённых в эпопею "начального" музыкантства. Ближе к сорока годам, я поняла, что пазл сложился окончательно: моему взору открылся, в мельчайших деталях, "фундамент", школьный этап гипотетических историй успеха. В мой учительский мозг будто встроили новую опцию - доступность того самого сокровенного знания: ЧТО ИМЕННО СТОИТ за каждым удачливым абитуриентом любого ведущего училища - каковы родительские, детские, подростковые трудозотраты и моральные издержки...

А если заглянуть в спецшколу? Это и вовсе без комментариев.

Я втянулась, вработалась в роль образцовой ДМШовской мамы.

И только потом нашла себя спокойным, доброжелательным и сговорчивым преподавателем среднего звена, к которому - до сих пор неловко и трудно поверить - готовы ехать на консультацию из разных городов.

В каждом "мерзляковском" родителе я вижу подвижника. Это люди, до чьего морального уровня мне ещё расти и расти. Ведь дальше пятого класса я пока смотреть не умею.

Вот она, цена педагогической лояльности. Нынешним моим ученикам повезло немного больше...