Большинство современных автомобилистов никогда не слышали и не знают о существовании в их автомобилях «гранат», или же ШРУСов. Те же, кто с ними знаком, уже наверняка потратили денег на их замену. Сегодня хочу рассказать вам об устройстве этих хитрых и чрезвычайно важных элементов автомобиля и раскрою секреты долгой и беспроблемной эксплуатации.
Рекомендую подписаться на канал, чтобы не пропустить больше интересных статей.
Что такое ШРУС?
ШРУС — это «шарнир равных угловых скоростей». Именно эта деталь на большинстве переднеприводных и на некоторых полноприводных автомобилях с независимой подвеской передаёт крутящий момент от двигателя на ведущие колёса. ШРУСы позволяют не только приводить колёса в движение, но и одновременно управлять ими при своих компактных размерах и ничтожной массе.
«Гранатами» же они называются не только за внешнее сходство с боевым снарядом, но также за непредсказуемость их поведения и ущерб: поломка ШРУСа в 99% случаев обездвиживает автомобиль (если у него нет блокировка межосевого дифференциала), а случается она порой внезапно.
Как устроен ШРУС?
По принципу действия ШРУС похож на кардан, но в отличии от него «гранаты» безболезненно переваривают углы поворота за 70 градусов относительно оси и обладают огромным ресурсом.
Конструкция ШРУСов может отличаться в зависимости от производителя, но принципиальной разницы в их работе нет. Наружный ШРУС состоит из обоймы и корпуса, в которых имеются канавки. По ним ходят шарики, которые жёстко соединяют составные части друг с другом. Внутренний шарнир менее подвижен и может поворачиваться на угол до 20 градусов.
Так как «гранаты» являются силовыми и достаточно нагруженными деталями, они требуют смазки и защиты от внешних факторов. Для этого вся конструкция закрывается герметичным пыльником, набитым смазкой и удерживаемым на валах хомутами. Именно от качества пыльника напрямую зависит срок службы ШРУСа.
Почему ШРУСы ломаются?
На современных автомобилях «гранаты» рассчитаны на весь срок службы, по-этому владельцы приходят в недоумение, когда ШРУС выходит из строя. Но происходит это в большинстве случаев по их собственной вине.
Первая причина поломки — негерметичные пыльники. В процессе эксплуатации они покрываются трещинами и дорожная грязь через них попадает в подвижные соединения и становится абразивом. После езды с порванным пыльником ШРУС изнашивается и начинает хрустеть. а затем клинит или теряет ролики подшипников.
Вторая причина поломки связана с неадекватным вождением. Резкие старты с пробуксовками, частые торможения трансмиссией, старты с вывернутыми колёсами — всё это на гражданском автомобиле приводит к запредельным нагрузкам.
Любители тюнинга, которые форсируют свои моторы тоже подвержены риску поломки ШРУСов, стоит помнить, что повышая крутящий момент ШРУС может быть на него не рассчитан.
Последствия поломки
Ремонт ШРУСов трудоёмок и возможен далеко не всегда, даже если у вас порвался пыльник. Производитель изначально не предусматривает возможность ремонта, а лишь диктует заменить элемент полностью. Думаю, не стоит говорить что это удовольствие далеко не простое и не дешёвое.
В самом лучшем случае при поломке ШРУСа машина намертво встанет. На некоторых экземплярах при поломке трипоида роликовые подшипники теряют иголки, которые попадают в картер коробки передач, где поднимаются вместе с маслом и перемалываются шестернями. Такой ремонт нередко становится нецелесообразным.
Как продлить срок службы ШРУСов?
На самом деле это не сложно. Необходимо хотя бы раз в 5 000 километров осматривать пыльники на наличие негерметичности, при их наличии стоит промыть от загрязнений шарниры и в срочном порядке заменить пыльники на новые.
Также чтобы не попасть на большие финансовые траты стоит ездить аккуратно и с любовью к автомобилю, а при тюнинге двигателя учитывать этот аспект и заменить ШРУСы на более мощные. При появлении характерного хруста не стоит откладывать ремонт в долгий ящик, иначе придётся отдавать большие деньги.
Советую прочитать:
Все минусы Toyota Land Cruiser 100, о которых вам никогда не расскажут владельцы