С этого года в России в третье воскресенье октября празднуется день отца. Я решила, что это хороший повод рассказать об отцах-художниках, причём о тех, чьи дети под влиянием главы семейства тоже посвятили себя искусству.
В этой статье мы познакомимся с тремя очень разными художниками и их наследниками: итальянским мастером XVI века Якопо Робусти, его дочерью и сыном; австрийским мастером XVIII века Йозефом Кауфманом и его дочерью; русским мастером рубежа XIX-XX веков Николаем Рерихом и его сыном.
Якопо Тинторетто. 1518/1519-1594. Восемь детей
Итальянский художник позднего Ренессанса Якопо Робусти известен как Тинторетто — маленький красильщик. (Прозвище происходит от профессии отца.) Робусти был не только плодовитым художником, но и главой многодетного семейства – у него было четыре сына и четыре дочери.
Сын Тинторетто Доменико Робусти унаследовал мастерскую папы и его прозвище – он известен как Доменико Тинторетто. Доменико дожил до 75, так и не выбился из тени отца, хотя был весьма успешен. Его ранние работы долгое время принимали за работы папы, да и сейчас о некоторых ведутся споры.
Старшая дочь Тинторетто Мариэтта Робусти известна также как Тинторетта. Она работала в мастерской папы. Её приглашали работать при дворе император Максимилиан и Филипп II, но отец не пустил – слишком любил её. Мариэтта умерла в 1590 году в ~ 30 лет. Отец пережил её на четыре года. Ряд художников XIX века посвятил её смерти картины на сюжет "Тинторетто пишет свою мёртвую дочь".
С атрибуцией картин Мариэтты Тинторетты беда – до недавнего времени всё её наследие приписывалось отцу, и только последние годы идёт активная работа по вычленению из картин его мастерской того, что написала дочь художника.
Иоганн Йозеф Кауфман. 1707-1782. Одна дочь
Если дети Тинторетто так и остались в тени отца, то с австрийским мастером Йозефом Кауфманом всё произошло наоборот – сегодня его вспоминают в первую очередь не как художника, а как папу и первого учителя одной из величайших художниц своего времени.
С детства Ангелика Кауфман училась у отца живописи и уже в 11 лет выполнила свой первый заказ. Йозеф всячески поддерживал дочь, брался на пару с ней выполнять объёмные заказы. Ангелика во много раз превзошла своего учителя и в мастерстве, и в признании (что было большой редкостью для женщины в XVIII веке).
Ангелика стала членом Академии изящных искусств Флоренции, затем — Рима и Парижа. Позже Ангелика стала соосновательницей Лондонской Академии художеств. Она посвятила себя в первую очередь исторической живописи, что было недоступно большинству её современниц, дружила с Гёте, Рейнолдсом, Маратом и другими легендарными деятелями эпохи, ей посвятил оду Гаврила Державин.
Ангелика прожила 66 лет, умерла, окружённая почётом и всеобщим признанием, и до самой смерти отца оставалась с ним в близких отношениях. К примеру, в медовый месяц она отправилась не только с мужем, художником Антонио Дзукки, но и с папой. Да и брак организовал он, Йозеф Кауфман.
Николай Рерих. 1874-1947. Два сына
Николай Рерих в сравнении с Кауфманом и Тинторетто – весьма гармоничный пример. Из двоих его сыновей один стал художником и не затмил отца, как Ангелика Кауфман, но и не остался в его тени, как Мариэтта и Доменико Робусти. Имя Святослава Рериха тесно связано с именем его папы, но их картины легко отличить, и оба мастера широко известны.
Уже в 12 лет Святослав, рано проявивший интерес к творчеству, начал помогать отцу в мастерской. А в 21 год он был удостоен Гран при на выставке в Филадельфии. Николай рано оценил талант сына. Он писал в дневнике:
В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. … Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым всё тёмное, всё бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!
Николай Рерих, как и его младший сын Святослав, не ограничивал себя исключительно искусством и оказал на своих детей колоссальное идеологическое, духовное, ценностное влияние. Поэтому и картины Рериха-младшего похожи на картины Рериха-старшего скорее содержательно, чем технически.
Святослав Рерих говорил: «Истоки моего искусства неразделимо связаны с Николаем Константиновичем», то есть с отцом. Думаю, то же самое могли бы сказать и другие герои этой статьи — Ангелика Кауфман, Мариэтта и Доменико Робусти. А как на ваш выбор профессии повлиял папа? Повлиял ли?