Найти тему
Мир гуслей

Русская печка

Печка издавна занимала важное место в любом жилище: и погреться, и поспать на ней, и еды приготовить, и помыться, и детей хворых подлечить.

Очень много традиций и обрядов связаны как с самой печью, так и с огнём внутри неё. И не случайно, ведь без такого монументального сооружения в любом доме - будь то землянка или хоромы - делать нечего. История идёт из глубины веков, постепенно изменяя внешний вид печи, а попутно с ним, её функции. В VIII-X вв. это был не просто очаг, но и не совершенная печь. В зависимости от региона разнился материал изготовления, но в основном это были каменные и глиняные экземпляры. Каменки представляли собой округлое или овальное основание и прямоугольную (реже в виде подковы) форму самой печи. Такие печи были характерны для жителей междуречья Днепра и Днестра. Глиняные же ставились на прямоугольное основание и были совсем не высокие, от 60 до 90 см. Распространены такие печи были в левобережной части Северного Поднепровья, на Десне, Дону, и в Новгородско-Псковском регионе. Своды всех видов печей на тот момент не имели отверстия для выхода дыма и тот вырывался наружу прямо через топку, охватывал жилище и оседал копотью на поверхностях. Ставили печь в дальний угол, устанавливали внутри жаровню и были довольны своей работой. В верхних венцах дома прорубали волоковое окно, и прежде чем вырваться наружу, дым окуривал потолок избы, отдавая ей дополнительное тепло. Это же технология служила и ещё одной цели: помещение проветривалось и удалялась сырость. Установлено, что прокопченное дерево лучше противостоит гнилостным микробам, грибкам и насекомым, оттого-то курная изба могла простоять более ста лет. В ней не было тараканов и клопов, а сверх того, учёные полагают, что топка по-чёрному в своё время была эффективным средством борьбы с эпидемиями. 

-2

А вот уже в X-XI вв. происходит глобальная перепланировка жилищ и теперь все уже хотят себе чистые дома, без всякой щепы и мусора по полу от дров, потому передвигают широкие бока печи поближе к входу или в центр жилья, разворачивают её немного, слегка меняют технологию установки печи (выкладывают печку с помощью деревянных каркасов, которые затем выгорают и оставляют в глине пустоты), приподнимают поды (мы поговорим попозже об этой составной части), но топят всё ещё по-чёрному. 

Дымоходы появляются не везде и не сразу лишь на рубеже XII-XIII вв, и то, технология была недоработана и часто приводила к пожарам. В XV веке в обиход вошёл кирпич для строительства печей.

И только в середине XVII века конструкция печи претерпела такие изменения, которые заключались в надстраивании особого колпака из устья печи, соединяющего топку с дымоходом и выводящего дым наконец-то наружу. Новый дымник усиливал тягу и улучшал процесс горения, но продолжал быть пожароопасным, и требовалась добротная кирпичная труба, которая мало кому была по карману.

И хотя может показаться, что печь - не такое уж сложное сооружение, многовековая мудрость разделила её состав на столько важных частей, что современному человеку потребуется некоторое время, чтоб разобраться. 

-3

Перво-напрево клали отдельный от дома фундамент под печь, на него устанавливался деревянный (хотя мог бы быть любой) опечек. Работу эту обычно проводили до того, как положат в доме пол, а вот дальнейшую стройку продолжали уже когда пол был готов. Кстати, печку делали для хозяйки, потому высота шестка и пода могла быть индивидуальной. Вятские мастера, например, определяли ключевые размеры так: прежде всего усаживали хозяйку дома на табурет. Расстояние от верхней пуговки на воротнике хозяйки до сиденья табуретки давало высоту свода внутренней части печи, которая, однако, не должна была превышать 60 см. Устье печи должно было быть на 10 см шире плеч хозяйки, а высота его равна их ширине. Шесток в глубину должен быть равен размеру от локтя до кончиков вытянутых пальцев. Высота печи делалась равной росту хозяйки плюс два спичечных коробка. Мастеру следовало щедро заплатить и не досаждать во время работы, исключительно из уважения к его работе и суеверий. 

-4

Далее формировали внутреннюю часть печи, для этого требовалась специальная опалубка, так называемая, “свинка”, которая представляла собой короб из досок с полуоткрытым верхом. Свод печи должен был быть полукруглым, потому требовалась сноровка уложить кирпичи правильно, а завершающий центральный затесать печным молотком и таким образом заклинить свод. Математические навыки тут пригодятся, ведь ширина должна быть вычислена с тем расчётом, чтобы клин сверху имел толщину в четверть кирпича, да ещё и не обрушился потом даже если на лежанке будут спать взрослые люди. Далее выкладывали верхнюю часть печи, снабжая её разными отверстиями и углублениями (например, ходом для трубы самовара или печурками, служившими для увеличения теплоотдачи или сушки предметов гардероба), дымоход и устье. Устраивали загнётку - сюда хозяйка будет сметать угли для поддержания ровного жара. А тут уж наставало время разных дверок-заслонок, вьюшек. Дымоход был обложен кирпичом и назывался чувал или кожук прямоугольной формы, выходил на чердак, где чаще всего состоял из вертикальной трубы и горизонтального борова (он бывал наклонный, а назначение заключалось в том, чтоб защитить нутро печи от непогоды). Если чердак был жилым, труба и боровок согревали его, потому так же как и печь штукатурились и белились. 

-5

Тепло ли было от печки? Да очень! Спать на лежанке могли только глубокие старики, дети переползали на полати от нестерпимого жара. В середине прошлого века проводили специальные испытания, доказавшие, что КПД печи сопоставимо с КПД твердотопливной ТЭЦ(42%), а если в печи устроен нижний прогрев, то тут коэффициент возрастает до небывалых 68%.

-6

Дом начинали топить с Покрова и до Благовещенья, а при поздней весне - аж до мая. Рядом с печью располагали голбец, где хранили домашнюю утварь. А в банный день полезали в печку мыться и париться! И немудрено, при таких масштабах там запросто можно было почти в полный рост встать, да и нужные корыта с собой протащить. После топки выгребай жар в угол, соломки подстели, веник захвати и любо-дорого париться! Сильно только им не размахивай, чтоб сажу на себя не собрать. 

-7

А что делать, коли ребёнок родился болявый или недоношенный? Стало быть не хватило ему материнского тепла, не напитался в утробе он здоровьем. И снова не беда! Топи печь, клади дитя на лопату, да с секретными заговорами отправляй малыша внутрь. Вреда не будет, а от контрастного перепада температур получается настоящее закаливание. И никто не отменяет силы слова, с которым малыша в печь отправляли. Никакую сказку, кстати не напоминает? 

Ну и как без того, что хлеб и пироги из печи самы вкусные, что каша и блины не идут ни в какое сравнение с приготовленными на плите, что печка несла в себе не только практическую пользу, но и являлась столпом, словно скелетом дома. А без такой конструкции жить нельзя. 

Источники:

“Древняя Русь в Средневековом мире” под общей редакцией Е.А. Мельниковой и В.Я. Петрухина

“Печное дело” Протопопов В.П.

Материалы Западносибирского этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН, 19971998 гг.

Журнал “Наука и Жизнь” 1988 г.

“Русская печь” Г. Федотов