Впервые за много лет я заинтригована. Телевизор не смотрю с 2008 года, и даже аппарата этого с пультиком у меня в доме не водится, а тут вдруг такое: «Триумф эстетики над сетевыми обоями современности», «Революция на первом», «Телевизор способен на искусство», «Безмолвие не грядет». Интернет захлестнули сотни хвалебных отзывов о документальном фильме Любови Аркус «Кто тебя победил никто», посвященном Алле Демидовой.
А вдруг и впрямь культурная революция? А что если телевиденье, наконец то, снизошло до залежавшихся на пыльных полках интеллектуалов? А как же «кормить» массового зрителя привычным жанром ниже пояса на корявом языке новомодной журналистики? Ведь он после интеллектуального кино голодным останется, а значит злым. Сразу же на другие каналы за привычной жвачкой для ума побежит, а это падение рейтингов и, о ужас, потеря рекламодателей.
Вопросов больше, чем ответов, поэтому я сразу же нашла фильм в интернете в «Закрытом показе» Александра Гордона. С обсуждением фильм идет 4 часа, но, чтобы переварить и переосмыслить увиденное и услышанное, времени потребуется гораздо больше.
Кому не надо смотреть фильм?
Скажу сразу, фильм для взрослых. Для тех взрослых, что ходят в музеи и в театры, все еще читают книги и, о ужас, понимают литературный русский язык.
Поэтому,
если вы привыкли воспринимать мир через короткие видео из Тик-Тока,
длиннее поста в соцсети ничего осилить не в состоянии,
то не тратьте понапрасну время ни на фильм, ни на мою статью, особенно учитывая то, что сказанное мной ниже, несколько выбивается из общей тональности хвалебных отзывов.
Я не стану пересказывать содержание, да это и невозможно сделать. Смотреть с слушать такие фильмы надо между строк. Это фильм не только об Алле Демидовой, но и о том времени, и о той эпохе. Эта глубина и многослойность зацепили меня, как зрителя, и близки мне, как писателю. Именно такой подход я использую в своих книгах: место и время такие же главные герои, как и центральный персонаж.
Что мне не понравилось?
Во все времена российская интеллигенция претендовала на особую миссию – носителя высоких духовных ценностей и идей, забывая порой, что это предполагает еще и высокую ответственность. В среде интеллигентов всегда было модно и считалось большой добродетелью ненавидеть свою страну. Русская интеллигенция больна ненавистью к своей Родине.
Об этом говорил еще Ф.М. Достоевский в романе «Идиот»: «Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные, и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!). Эту ненависть к России, еще не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова "любовь к отечеству" стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили как вредное и ничтожное... Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это все объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, - тем, что русский либерал есть покамест еще нерусский либерал; больше ничем, по-моему»
Даже слова «любовь к отечеству» стали стыдиться… Так-то так. Это уже в генах российской либеральной интеллигенции.
Возвращаясь к фильму, хочу сказать, что в нем есть все: боль, страдание, сильная личность, профессионализм режиссера, но мне, как зрителю, не хватило идеи если не любви, то хотя бы уважения к своему Отечеству. Но если этого нет в сердце, то уже не прицепишь…
Совершил ли 1 канал революцию? Мое мнение, что однозначно «нет», но это уже на порядок выше того контента, которым кормят традиционного зрителя на всех каналах.
Думайте сами, решайте сами, смотреть или не смотреть.
По традиции после каждой статьи я публикую позитивное видео. Сегодня в объективе – Троицкий мост Санкт-Петербурга
Троицкий мост – разводной мост через Неву. Один из красивейших мостов Санкт-Петербурга. Увидеть раскрытый разводной пролет моста днем – редкое, почти уникальное событие. Кому повезло – загадывай желание. Пролет весом 750 тонн при помощи мощных гидравлических систем подымается на угол 70° всего за 6 минут, в раскрытом виде удерживается противовесом 1450 тонн. Разводной пролет Троицкого моста символ праздника выпускников страны «Алые паруса».
#психология #культура #телевиденье #фильмы #ктотебяпобедилникто #искусство #кино #любовьаркус #закрытый показ #история