Пандемия проверила бизнес на прочность: в большей части компаний, которые остались на плаву после локдаунов и ограничений, отлично налажены все бизнес-процессы. Когда все отделы компании работают как единый механизм, намного легче подстраиваться под изменяющиеся внешние условия. Такие компании дольше остаются на рынке и быстрее развиваются. Но чтобы компания стала такой, нужна проделать серьёзную работу по развитию бизнеса.
Здесь может помочь бизнес-трекер. Это специалист, который отлично разбирается в бизнес-процессах и может определить, какие у компании есть сильные и слабые стороны, что нужно улучшить или исправить. Бизнес-трекер может работать как с начинающими компаниями, чтобы помочь им выстроить правильно всю систему с нуля, так и с давно существующими, исправляя ошибки и увеличивая прибыль.
Бизнес-трекер — новая профессия, но она уже набирает популярность на рынке. Многие компании осознали необходимость найти свои точки роста: услугами трекеров пользуются МТС, PepsiCo, IKEA и другие. При этом бизнес-трекер может работать не только с крупнейшими корпорациями, но и с небольшими стартапами.
Как правило, трекер — человек извне, который помогает посмотреть на бизнес свежим взглядом, увидеть ограничения, настолько привычные руководству компании, что их уже не замечают.
Чем отличается трекер от консультанта по бизнесу?
Работа бизнес-трекера во многом похожа на работу бизнес-консультанта. Основная цель для обоих — анализ работы бизнеса и поиски решения существующих проблем. Но есть и отличия. В широком смысле, трекер —это бизнес-консультант, чья деятельность узкоспециализирована: если консультант делится своим опытом и предлагает решения, которые уже когда-то сработали в других компаниях, то трекер фокусируется на решении тех задач, которые ведут компанию к развитию. Для этого трекер ищет узкие места вместе с руководителем, точки и зоны ближайшего развития вместе со всей командой, способы эксплуатировать эти узкие места, чтобы добиться развития.
Трекер не принимает участия в операционной деятельности компании. Более того, оно ему противопоказано: если он становится частью внутреннего процесса, то теряет возможность наблюдения за бизнесом со стороны.
Трекер всегда помогает находить самые дешёвые решения для бизнеса. Перед обычными бизнес-консультантами такой задачи, как правило, не стоит.
Что должен уметь делать бизнес-трекер?
Бизнес-трекер должен разбираться и в бизнес-процессах, и в аналитике, и маркетинге. Он должен уметь:
- находить точки роста компании и выявлять барьеры для развития;
- определять зоны риска;
- правильно ставить цели;
- проверять гипотезы;
- диагностировать навыки сотрудников и руководителей;
- анализировать состояние компании и продукта по ключевым метрикам;
- распределять обязанности между сотрудниками;
- анализировать затраты и диагностировать продажи.
Для полноценно функционирующей компании результатом работы с трекером может стать изменение бизнес-модели или модификация продукта. Трекер поможет сократить ненужные затраты, найти новые каналы продаж или масштабироваться.
Важно помнить, что трекер — не гарант успеха компании. Если компанию не спасти, то трекер только предупредит об этом и поможет сократить расходы.
Как стать трекером?
Чтобы стать бизнес-трекером, нужно иметь опыт ведения бизнеса или опыт на управленческой позиции, а также желание погружаться в бизнес-процессы и обучаться новым навыкам — предпринимательскому поведению, работе с командой и продуктом.
С приобретением навыков вам поможет курс Нетологии «Трекер для бизнеса». В этом курсе разобраны все базовые знания и навыки, которыми должен обладать трекер. 50 часов теории и практики позволят глубоко погрузиться во все необходимые процессы. Программа создана совместно с «Right track», университетом кратного роста, на основе опыта и успешных кейсов практикующих трекеров.
Преподавателями курса являются успешные трекеры, менторы и руководители бизнеса, которые имеют практический опыт трекинга в различных российских и международных компаниях. По окончании курса вы напишите дипломную работу, которая станет вашим первым реальным проектом в качестве бизнес-трекера.
Переходите на страницу курса, знакомьтесь с преподавателями и программой курса, оставляйте вопросы и заявки. Мы ждём вас.