Письмо три ста пять десет и седмь.
Достопочтенные читатели!
6 июня 1917 г. управляющий акцизными сборами Витебской губернии подал начальнику Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей Министерства финансов доклад о старшем помощнике надзирателя Генрихе Вильгельмовиче Берндте фон Рихтере, считающемся на жительстве в местечке Крейцбурге Двинского уезда, в действительности проживающего в имении Комаришки Ковенской губернии верстах в 20 от Иллукста. Начальник контрразведывательного отделения Двинского военного округа капитан Алексеев неоднократно являлся с докладом о добытых данных, характеризующих Рихтера как человека, чуть ли не намеренного действовать в пользу Германии. Рихтер неоднократно добивался под разными предлогами выезда в прифронтовую полосу, пользуется особым покровительством и вниманием в Петрограде. Рихтер обратился с официальном рапортом об исходатайствовании охраны при производстве дознаний по делам о нарушении акцизного устава, опасаясь, что крестьяне могут учинить насилие, не приняв во внимание уже имеющиеся у оного свидетельство Министерства внутренних дел о недопущении обыска и личного дознания и охранное свидетельство исполнительного комитета Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Сам факт получения сих свидетельств помимо и без ведома начальства не может не наводить на серьезные размышления по вопросу о том, какие именно причины побудили как министерство, так и Совет, обремененные массой дел по общим интересам высокой государственной важности, остановить свое внимание на интересах отдельной личности.
Сей Bericht исправляющий должность помощника начальника Отдела по устройству и службе войск Главного управления Генерального штаба полковник Григорий Андрианович Якубович передал генерал-квартирмейстеру генерал-майору Николаю Михайловичу Потапову, иже 15 июня предписал установить наблюдение за Рихтером и, если будет нужно, задержать.
17 июня о Рихтере были запрошены Министерство внутренних дел, исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов, контрразведывательные отделения Двинского и Петроградского военных округов. 23 июня контрразведывательное отделение Петроградского военного округа доложило, что сведений о Рихтере не имеется, контроль установлен. 1 июля Департамент общих дел Министерства внутренних дел сообщил, что удостоверение было выдано Рихтеру вследствие просьбы баронессы Елены Константиновны Розен, в имении которой оный проживает с семейством и присматривает за хозяйством, в видах ограждения от насилий во время аграрных волнений.
Покорный к услугам, Baron de la Yausa.
#шпионы #1917