Найти тему
64 ФАНАТА ШАХМАТ

Учись комбинировать! Шахматный курс по «ТЕОРИИ ТАКТИКИ» Юрия АВЕРБАХА (Урок 21)

Оглавление

СРЕДСТВА ВЫНУЖДЕНИЯ

(Продолжение)

Угроза

Сильная угроза ничуть не менее эффективна, чем нападение. Это хорошо показывает следующий этюд Г. Ранка (1921).

-2

Силы сторон равны, но благодаря активному расположению своих фигур белым удаётся сплести матовую сеть.

1. Ле7+ Крh8 2. Крh6!

Держа под ударом ладью d8, белые создают угрозу мата. У чёрных – единственный ответ, так как после 2…Лgf8 белые дают мат в два хода.

2…Лge8 3. Лdd7!

Теперь чёрные оказываются связанными по рукам и ногам. Возможен следующий финал: 3...Кpg8 4. Лg7+ Крh8 5. Лh7+ Крg8 6. Лdg7+ Крf8 7. Лh8x.

Угрозами можно гнать фигуры противника в желаемом направлении. Пример – старинный этюд А. Tpoицкого (1896).

-3

Ходом 1. Крf4! белые создают угрозу шаха ладьёй. Чёрные защищаются, пряча своего короля «в тень» короля противника.

1...Крf2 2. Kpe4 Крe2 З. Kpd4 Крd2 4. Kpc5 КрсЗ.

Угрожая шахами, белые завлекли короля противника на «заминированнoe» поле, и теперь происходит взрыв: 5. Лс8 Л:а7 6. Крb6+.

Размен

Да-да, в комбинационных осложнениях простой размен нередко оказывается средством вынуждения! В следующем примере размен важного защитника приводит к образованию матового сочетания фигур.

-4

Это – финал этюда Г. Каспаряна (1959). Сначала ходом 1. Лh7 белые вынуждают ответ 1…Kpf6. Затем следует 2. Крf4, отнимая у вражеского короля пути отхода. Однако, пока шах ладьёй с h6 не опасен: у чёрных есть возможность закрыться слоном.

2...Лb7 3. Cc4! (но не 3. C:f7 из-за промежуточного 3…Лb4+) 3...Лd7 (если 3...Ла7‚ то 4. Kd6, выигрывая фигуру) 4. C:f7!

А теперь этот размен решает: на взятие слона ладьёй следует 5. Лh6x.

-5

Перед нами финал этюда А. Гурвича (1929). Сначала серией угроз и нападений белые создают напряжённую позицию.

1. СеЗ! Кс6 2. Сс5 Kb4 3. Kd3 a5.

Кажется, что чёрные благополучно защитились и атака белых иссякла, однако победоносное её продолжение кроется в самых прозаических разменах.

4. С:b4 ab 5. Лh8 Ле6.

Лучшего не видно: если 5...b2, то 6. Ла8 КрbЗ 7. Кс5, выигрывая ладью.

6. Ла8 Ла6 7. Л:а6! ba 8. Кb2!

Разменами белые заставили пешки чёрных сгрудиться вокруг своего короля, и возникла позиция цугцванга. Часы чёрного короля сочтены.

8...а5 9. Кра1.

Чёрным предоставляется сомнительная честь самим «захлопнутъ крышку гроба».

9...а4 10. Кс4х.

-6

Как показывает данный пример, и при помощи размена можно заставить неприятельскую фигуру занять нужное нам поле.

В этом финале этюда Г. Багдасаряна (1939) следует 1. Kе3! Кр:h2 2. Кр:f2

Поменяв коня на слона, белые одновременно загнали короля противника под пешку, получив старинную позицию, в которой чёрные не могут избежать мата.

2...Крh1 3. Kf1 h2 4. Kg3x.

Если бы на первом ходу чёрные ответили 1...Крh1, то к победе вёл тот же размен – 2. Кp:f2 Кр:h2 3. Kg4+ Крh1 4. Крf1 h2 5. Kf2x.

(Продолжение следует)

«Шахматы в СССР» №12 1980 г.

P.S. Читайте шахматный курс по «ТЕОРИИ ТАКТИКИ» Юрия АВЕРБАХА:

Урок 1, Урок 2, Урок 3, Урок 4, Урок 5, Урок 6, Урок 7, Урок 8, Урок 9, Урок 10, Урок 11, Урок 12, Урок 13, Урок 14, Урок 15, Урок 16, Урок 17, Урок 18, Урок 19, Урок 20.