(Очевидно здесь будут спойлеры, но фильм вышел год назад, камон)
Долгие месяцы я оттягивал вечер, когда наконец посмотрю сиквел "Чудо-женщины". С каждым днём слой пыли становился лишь толще, а фильм продолжал мариноваться на полке "Буду смотреть". Оно и странно, ведь первая часть произвела локальный фурор. Она была на голову, а то и на две, выше других фильмов расширенной киновселенной DC. И до сих пор в моём личном топе соревноваться с ней мог разве что "Аквамен" (чью палитру красок я превозношу выше облаков). Да, я до сих пор не могу смириться с выбором престарелого усача-Люпина на роль могучего и брутального Бога войны Ареса, но в остальном нам показали нетривиальный для жанра хронотоп (привет, Первый мститель), крепкий сюжет, боевку на уровне medium-high DC и, конечно, тема Ханса Циммера разливалась благим теплом по всему телу.
Итак, прошло три года (а для меня и все четыре) и Пэтти Дженкинс вновь расчехлила свои ножницы, чтобы нарезать очередную киноленту про героиню с тиарой на лбу. И.. *барабанная дробь.. и ещё немного.. осталось чуть-чуть*.. создала шедевр от мира фильмов по комиксам! Не как режиссёр, а как главный сценарист, что восхищает даже больше. "Чудо-женщина 1984" - это, в первую очередь, великий сценарный успех лично для меня. И данному феномену есть немалое количество объяснений: начиная от завязки, которая словно намеренно чересчур затягивается, заканчивая просто душераздирающим камео в сцене после титров. Но обо всём по порядку.
Как почти загубить начало
(И я не про амазонские игры, которые явно снимали чисто по кайфу, а потом зачем-то решили оставить. Хотя в IMAX наверняка красиво.)
Увидев хронометраж "Чудо-женщины 1984", я немножечко опешил и, признаюсь, чуть было не пошёл смотреть второго Паддингтона (чем вскоре обязательно займусь, так что маякните, если ждёте очерк про него). Два с половиной часа. Мне повезло, что ложиться спать до двух часов ночи - это моветон для меня. Но чем могла заниматься хрупкая Чудо-женщина за почти то же время, что Мстители разбирались с Таносом в Финале? Да тем, чем должен заниматься каждый фильм, который себя уважает. Она раскрывала героев и детально описывала те условия, что заключают в себя картину событий.
Первый сегмент фильма не представляет из себя ничего кроме монотонной компиляции эпизодов из жизни главных героев. Вечерние прогулки, разговоры по душам, семейные дрязги и томные-томные взгляды.. На сим я не выдержал и переключился на оригинальную озвучку с русскими субтитрами. Раз кино меня не трогает, а новую супергеройскую главу все равно смотреть надо, так пусть я получу пользу от native speech, - решил твой любимый автор. И, казалось, на экране тишь да гладь, но сценарный кракен уже запустил свои чернильные щупальца, он жаждал схватить, сжать моё сердце и разбить его на мириады осколков.
Похоже, придётся смотреть The Last of Us
(Ну спасибо, Педро)
Уникальные чувство для попсового кинематографа, когда ты можешь одинаково сопереживать как положительному, так и отрицательному герою. И при этом не чувствуешь ничего зазорного, ведь антагонист показан не психом, не злыднем, не манекеном с одним комплектом мотивации, а таким же человеком. И у него адекватный набор проблем, бинго!
Рубрика "Внезапная лекция"
Есть две классических версии злодейского персонажа:
1) Огромный бугай, дурной индивид по природе
2) Мелкий неудачник, который хочет отомстить всему миру за свою жалкость
Кому-то подходит первый тип, кто-то примеряет второй, и на нём он сидит как влитой, злодеи черпают вдохновение для своих злодеяний исключительно из этих двух архетипов. И тут вдруг наступает 2020-й год и нам показывают официальное лицо второго типа в формате IMAX.
Максвелл Лорд - непревзойдённый эталон антагониста-неудачника. Паскаль пышет надувной харизмой, извивается как змея подколодная в своей браваде, дышит воздухом лжи. И, доброе утро, принуждает за себя болеть.
А почему? Потому что он не совершает откровенных преступлений практически до середины фильма и, напротив, испытывает разумные человеческие эмоции, страдает, борется с несовершенствами жизни, вгрызается в каждую возможность ради исполнения обыкновенной мечты.
Построение конфликта
И случается интересная вещь - ты начинаешь пристально следить не столько за главным героем, сколько за его противником. При всём уважении к Диане, она раскрыта и перераскрыта ещё со времён мультипликации, а потому в фильме она выступает хоть и важным, но вторым номером, скорее опорой и фундаментом, нежели главным звеном конструкции. А всё крутится вокруг этого белобрысого Мандалорца. Его проблемы с сыном, карьерные неудачи, жизнь, траченая впустую дают чёткое сознание - Лорд поступает как поступает, потому что у него есть сотня и одна причина. А далее происходит ещё большее волшебство.
Ты искренне желаешь, чтобы злодей достигал успеха. Поначалу. И каждый раз твой взгляд осекается, в голове просыпается некое наитие - "а вот здесь он немного переборщил, а вот тут он, конечно, дал шороху, нда.. Оу, жестковато". И это некое наитие складывается в образ храпящего мужика из плацкарта. Тот сопит, ворочается, причмокивает во сне, а ты лежишь и молишься, чтобы он наконец проснулся, завершив свою гортанную симфонию. Однако он переворачивается на удобный бок и продолжает мешать тебе спать.
И вот когда Паскаль переступает уже все границы, на сцену выходит легендарная девушка из киносаги "Форсаж" - Галь Гадот. Если её противник - это головокружительные, крышесносные американские горки, то она опора для этих горок. Тот каркас, который держит их над землёй, не позволяя рассыпаться. И я считаю, что концовка заслуживает стоячих оваций.
Дженкинс не притягивает за уши геройство Чудо-женщины. За всю картину Диана не дала ни одного лишнего тумака, просто потому что она на "доброй" стороне. Она пытается достучаться, пытается дать шанс. И в тот момент, когда она проигрывает, в пух и прах по всем фронтам. В ней просыпается не сила, но голос. Голос истины, который и одерживает верх. А Паскаль бежит не в полицейскую буханку, а на поиски своего сына, которого едва не потерял в суматохе своих же козней. И он, подвластный гордыни, желаниям, неумеренной жажде самоутверждения, сознаёт личную истину - главное всегда хранилось рядом.
Сцена после титров
Много слов говорить и не следует. Я естественно не видел ни один эпизод телесериала 1975-го года, где Линда Картер как раз играла Чудо-женщину. Но посреди фильма ненавязчиво рассказать историю о мифической воительнице-Амазонке, которая сдерживала натиск всего мира, дабы защитить свой народ, а после показать в этом образе Линду - это так душевно. И мило, и ведь необязательно, но так здорово ставит точку. (и в моём скромном очерке тоже)
10 сил в правде из 10!
P. S. Я неожиданно сказал 0 слов про Гепарду. Но она тоже есть, тоже молодец, претензий нет. Чуть бы больше показали её в каноничном образе.