Найти тему
PsychoNotes

Режим экономии. Автоматизация. Нейроны. Дети.

Работа нашей нервной системы придерживается принципа экономии энергии. Бессознательно наш организм пытается избежать того, что даётся тяжело, на что требуется большое количество энергии и тем самым сэкономить ее. Автоматизация действий человека, иначе формирование навыков, тоже является следствием этого принципа.

К примеру, формирование навыка письма.

Ни один ребёнок, который, как только взял ручку и тетрадь, без подготовки, без усилий стал «по взрослому» писать объемные тексты. Самое жуткое задание для первоклассника - написать !!!красиво, старательно и без помарок!!! Не далее как вчера мой одноклассник на аккуратное написание предложения «У Сони оса на носу» потратил три!!!! часа времени.

-2

В действительности, на элементарное, с точки зрения взрослых, действие обучаемый этому ребёнок затрачивает огромное количество энергии. Каждый штрих требует от ребенка максимальной сосредоточенности, внимания, прикладывается много усилий и стараний. И этот энергозатратный процесс, как и любое новое действие, даже для взрослого организма, является стрессом.

Все хоть немного знают о нейронах, синапсах, импульсах.

Каждое наше действие обеспечивается работой нейронов. Нейронная сеть  - это последовательность нейронов, связанных между собой синапсами, по которым передаётся импульс. А новое незнакомое действие для нейронов означает формирование новых связей.

Для лучшего понимания представьте, что в труднопроходимом лесу необходимо построить дорогу. Сначала один человек исследует лес, с трудом протаптывает  тропинку, потом подтягиваются еще люди, тропинка расширяется, с использованием техники вырубают  и выкорчевывают деревья, кустарники… Труд, сила,время… И это уже не тропинка, а дорога, которую постепенно доводят до нужного состояния, по которой перемещаться уже не составляет особого труда.

Так постепенно, благодаря постоянным повторениям действий  в нервной системе формируются каналы, укрепляются связи, по которым возбуждение передаётся быстрее, а значит и экономичнее с точки зрения затраченной организмом энергии, навык автоматизируется. Конечно есть немало физиологических индивидуальных условий, влияющих на этот процесс. Но, в любом случае, ведущим фактором для достижения устойчивых закреплений и, или изменения навыков, является повторение процесса.

Другими словами, для успешного обучения чему-либо необходимо повторение, причём в каждом новом подходе должны быть учтены и исправлены ошибки предыдущего. «Повторение - мать учения!». И для этого нужно время.

Кроме того, наиболее эффективный результат будет только там, куда направлено внимание. А внимание у ребенка тоже довольно энергозатратный процесс. И если у ребёнка уменьшилось сосредоточение на работе, он устал, начал отвлекаться, то бесполезно требовать от него доделать дело. Эффективность такого завершения работы будет минимальна. И это вовсе не означает, что ребёнок лентяй, оболтус, ему ничего не нужно и т.д. Нет! Он (его мозг) действительно устал, включилось энергосбережение. Но закончить процесс все таки необходимо, а для этого надо идти в обход. Переключить ребенка на другое привычное, а значит не такое трудное, занятие, дать мозгу отдохнуть, перезагрузиться,  и, только после этого, вернуться к работе.

К сожалению, непонимание этого, часто доводит родителей до, мягко сказать, тревожного состояния в процессе совместного с ребенком выполнения домашнего задания.

-3

Результатом чего является повышение стресса, который и так испытывает ребёнок в процессе обучения новому, портятся детско-родительские отношения. А неприятные события из детства портят потом всю взрослую жизнь…

Любите и берегите своих детей!

-4

Саша