Найти тему

Обсуждаем "Смерть Иисуса" Дж. Максвелла Кутзее

Оглавление

Снова читаю Кутзее…

Роман «Бесчестье» настолько был неожиданным по сюжету и по стилю, что захотелось продолжить знакомство с автором.

Вторым романом был «В ожидании варваров». И снова не отпускал внимание до последней страницы.

Очень разные, в моем понимании. Оба экранизированы.

«Смерть Иисуса» - моя третья встреча с Кутзее.

Ощущения:

Пытаюсь найти слова, чтобы точнее определить состояние, возникающее при прочтении его текстов. В этот момент хочется сказать «беспощадный». Про самого автора.

Он беспощаден для меня, когда настолько вплотную, без витиеватой подготовки и заигрываний, без романтического флера, без пафоса и философствований сталкивает с глубокими темами.

Казалось бы, уместна клишированная фраза «автор исследует экзистенциальные вопросы смысла жизни и смерти, свободы и одиночества»…

Но автор не исследует! Он не вдается в рассуждения и рационализации – просто настолько близко подводит тебя к ткани жизни героев, что они перестают быть героями, ты видишь реальные жизни, окунаешься туда полностью.

Остаться бесстрастным наблюдателем не удастся.

Конкретика:

Книга про мальчика. Он сирота, но живет с заботливыми опекунами.

Его жизнь - яркая вспышка. Вспышка – это про мгновение, про кратковременность. И потому эта линия сама по себе поднимает ворох чувств.

Как в миг все может перевернуться с ног на голову! Очень острое чувство ценности жизни! И отчаяние, когда мысль "перехитрить смерть не удастся" приобретает всё более явные очертания.

Но это лишь верхний слой.

Неявное:

В книге есть много детей из приюта. По факту они сироты. Но в какой-то момент начинает просвечивать второй слой сообщения автора.

И тебя вдруг пронзает: сиротство – это не только про отсутствие родителей. Сиротство - это про одинокость. Понятие «одиночество» как будто бы не отражает состояния, о котором идет речь. Это именно одинокость.

Сиротливые души… Каждого героя книги… Каждого из нас…

Один пришел в этот мир, один и уйдешь.

Осознание и острое чувство такой одинокости всегда неотрывно связано со звучащими внутри вопросами «Зачем я здесь?» «В чем смысл?»

В книге это происходит именно с мальчиком.

Поворотные вопросы как точка обнуления. В ней важно выбрать, понять, нащупать свой путь дальше.

«Потому что больница, сеньор – серьезное место. У любого, кто попал в больницу, кризис, поворотная точка в жизни, иначе он бы тут не оказался» (глава 12)

И при этой одинокости в книге много отношений.

Из чего состоят отношения? Что в них важно?

Если увязать между собой мысли вложенные в уста героев, то вырисовывается идея: ценно, когда ты смог признать другого (как мальчик признал свою приемную мать и хотел, чтобы оба родителя признали его (глава 21), просто признать.

«Дай мне слово не понимать меня. Когда ты пытаешься понять, все портится» (глава 15).

Для меня это про то, что пытаясь понять, мы интерпретируем действия и слова других людей, часто вкладывая в них свой смысл, из своей карты мира, мы интерпретируем жизни других через себя. Но другой человек всегда уникален, исключителен. А признать – это значит, принять факт существования того что есть в полной мере.

Дает ли автор заветный рецепт

«Будь отважен, будь светел в беде» - так прочитали послание, оставленное мальчиком, другие.

Можно ли прожить жизнь наполненно и ярко, если в тебе нет хоть малой капли от Дон Кихота! Эту метафору, и именно этот образ автор проводит сквозь всю книгу.

Как читается:

Сюжет (как всегда у Кутзее, по крайне мере, для меня) не просчитывается на раз два, что-то происходит совершенно непредсказуемо и это держит внимание на протяжение всего чтения. Как будто бы реально, но местами - «ведь так не бывает»

Читается быстро – 220 с. Но лучше читать медленно, чтобы не ускользнул тот самый невидимый слой.

Уверена, что разглядела и смогла осознать далеко не все. Очень интересно восприятие других читателей.