Музыканты слышат музыку по-разному. Абсолютно. Конечно же, их восприятие в целом отличается от любителей и даже просвещённых слушателей, но внутри их сообщества есть свои градации, которые очень сильно зависят от специальности артиста. Одно и то же произведение по-своему услышит пианист, флейтист, теоретик и дирижер.
В прошлых статьях (смотрите прошлые статьи: «Из чего же, из чего же сделана музыка? 1 часть» и «Из чего же, из чего же сделана музыка? 2 часть») мы говорили о том, что музыка состоит из одиннадцати средств выразительности: мелодия, лад, гармония, регистры, ритм, метр, темп, штрихи, динамика, фактура, тембр. В зависимости от специальности слух каждого музыканта формируется так, что некоторые из этих средств выразительности он (слух) будет улавливать и воспринимать лучше, чем все остальные. Во всем виноваты особенности инструмента.
К примеру – пианисты. Фортепиано – инструмент, на котором можно исполнять много звуков сразу. Звуки, взятые одновременно, образуют гармоническую краску. Таким образом, пианисты с юных лет приучаются слышать эти краски, и, как следствие, лучше улавливают именно гармоническую составляющую музыки.
Хористы в силу своей профессии (пение в хоре – логично) тоже хорошо слышат гармонию. Но интересно, что гармонический слух сильнее развит у тех, кто поёт партии средних голосов (альты и тенора). Акустически сложилось так, что исполнители верхнего голоса не слышат то, что происходит «под ними». Средние голоса же слышат все, им труднее из-за этого петь, но и слух развит лучше.
Духовики и исполнители на струнных инструментах, наоборот – лучше воспринимают мелодическую линию произведений в силу одноголосной природы инструментов. Конечно же, современные исполнительские техники позволяют брать сразу две ноты на духовых инструментах, но это исключение из правил, так как далеко не все музыканты берутся за сочинения авангардистов. У струнных смычковых инструментов также встречается и двухголосие, и аккорды из трёх и более звуков, и не только в сочинениях современных композиторов. Но – опять же – это скорее акцентные вставки, а не рядовое явление. Так что мелодическую линию и её ритмическое оформление скрипачи и флейтисты и иже с ними слышат прежде всего.
А как вы думаете, на что прежде всего обращают внимание ударники? Правильно – на ритм. Но нужно понимать, что ударники – специалисты широкого профиля. Они и на треугольнике с литаврами сыграют, и кастаньетами постучат, но и на ксилофоне что-нибудь мелодичное исполнят. Так что на мелодию они тоже обратят внимание.
А что теоретики? Хотя, прежде всего, возникнет вопрос: а кто эти таинственные существа? Тут уже не до рассказов об их слухе, нужно пояснять, что это за субъекты такие, чем мы и займёмся в следующих статьях.
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊