Висящая в Третьяковской галерее небольшая картина «Грачи прилетели» - наглядный пример того, что никакая репродукция никогда даже близко не передает того эффекта, который производит настоящая работа художника. Потому что вот смотрите вы с экрана на эту картину и твердите про себя:
- Ну грачи, ну прилетели. И что?
А то, что на самом деле эта картина обладает какой-то потрясающей глубиной и сочной весенней синевой, которая ни на каком экране не передается. Вообще. Это надо видеть в реальности. Ощущать, так сказать своими глазами. И тогда становится заметно четкое, очень четко и ясно прорисованное дерево на переднем плане с крупными птицами. И синее-синее небо. А в результате картина, несмотря на свои размеры неизбежно становится центром внимания.
Недаром Саврасов потом нарисовал ее еще раз, и еще раз. По заказу императрицы Марии Александровны и просто богатых заказчиков. Первый то вариант Третьяков у него купил сразу за 500 рублей. Другой бы сколотил состояние. У Алексея Константиновича не получилось, потому что если честно – и талант свой, и заработки он пробухал.
Но как же все-таки по весеннему хороши эти его «Грачи».
А еще один важный момент – нарисовал он их в селе Молитвино. Том самом, в котором родился и жил Иван Сусанин, а потом через много лет – Осип Комиссаров. И если Сусанин то ли спас Михаила Романова, то ли просто каких-то поляков в топь завел, то Осип Комиссаров вполне конкретно отбил револьвер Каракозова. Вот и получается, что на картине – село, жители которого дважды спасли империю.