Найти тему
Locrum.

Риски для бизнеса: понятие, виды, основные составляющие рискового предприятия

Трудно не согласится с утверждением Ричарда Боултона: «Не рискуя, вы ничего не заработаете». Бизнес риск – ключевой фактор на пути к достижению успеха, которому уделяется внимание в начале и на протяжении всего пути предпринимательства.

Опытные предприниматели подтвердят, что в любом виде деятельности уклоняться, избегать вероятных неблагоприятных ситуаций нет смысла. Ими нужно однозначно управлять, а на этапе создания финансовой модели заранее спрогнозировать. Выработанная заранее система по управлению поможет достичь поставленных целей.

Что такое анализ угроз

Чтобы приступить непосредственно к анализу, стоит уяснить, что собой представляет понятие риска в бизнесе. Это вероятность наступления неблагоприятного события, которое отрицательно скажется на функционировании предприятия. Выражается в потере какой-то части ресурсов, упущенной выгоде, дополнительных расходах.

Как предугадать опасные элементы в предпринимательской деятельности, способные нанести удар компании? Правильная оценка поможет держать баланс между максимизацией прибыли и долгосрочной стабильностью. И представляет собой совокупность мероприятий, направленных на определение ущерба и принятие мер по предотвращению последствий от наступившего события.

Понятие риска в бизнесе связано с вероятностью и неопределенностью. Первое определяет степень возможности достижения результата, дается количественная оценка. Неопределенность обусловлена рядом факторов, которые могут повлиять на ситуацию. Возникнут они или нет с абсолютной точностью утверждать невозможно. Ключевой фактор неопределенности – неполная или неточная информация об условиях реализации решения.

На этапе формирования плана необходимо особую роль отвести анализу, а именно созданию плана действия на случай непредвиденной ситуации. Но на этом работа в этом направлении не останавливается. На протяжении всей деятельности стоит держать руку на пульсе и следить за обстановкой внутри фирмы и за ее пределами.

Какие риски бывают в ведении бизнеса: основные виды

-2

Рассмотрим распространенные, чтобы конкретно осознавать, с какой проблемой можно столкнуться.

Внутренние

Вызваны работой организации исходя из деловой активности ее руководства, показателей специализации, производительности, стратегии маркетинга, технической оснащенности.

Например, товар продвигается в социальных сетях. Пользователи заинтересовались продуктом и хотят связаться с компанией. Но стратегия продвижения в социальных сетях до конца не продумана, не создан аккаунт и нет менеджера, который будет отвечать на вопросы потенциальных покупателей. Это приведет к упущенной выгоде, продажи не осуществляться.

Производственные

Связаны с выполнением производством поставленных задач и целей. Примеры рисков в бизнесе: снижение объема производства, невыполнения планов поставок, закупка некачественного сырья.

Финансовые

Непосредственно связаны с денежными обязательствами перед партнерами. В начале становления своего дела или в процессе его развития постоянно нужно оценивать финансовое состояние, которое зависит от различных ситуаций: начиная от колебаний курса валют и повышения налогов, заканчивая предпочтениями покупателей и поведением конкурентов.

Угрозы также непредсказуемы, но их проще просчитать. Например, руководитель купил автомобиль для предприятия, не оплатив задолженность поставщику.

Страховые

Риски в современном бизнесе можно застраховать. Этот инструмент позволяет минимизировать потери и получить компенсацию.

Коммерческие

Связаны с реализацией товаров и услуг. Например, на рынке появился конкурент, предлагающий аналогичный товар по дешевой цене.

Внешние

Их прогнозировать сложнее, на них предприниматель не может повлиять. Например, вышедший налоговый кодекс меняет условия налогообложения или ограничения в период пандемии заставляют временно закрыть точки продаж.

Чтобы указанные ситуации не застали врасплох, следует постоянно следить за новостями в политике, экономике, ознакомится с отчетами и прогнозами ведущих экспертов, изучать изменения в законодательстве.

Рыночные

Рынок порой диктует свои правила, что явно сказывается на предпринимательском ремесле. Это касается не только нестабильной ситуации на рынке, а также ценовой политики предприятия, появление новых конкурентов. К примеру, рассмотрим строительство и продажу квартир. На рынке резко упала недвижимость в цене. Что делать? Рыночные риски в бизнес-плане прогнозируются тщательно, для их предотвращения предпринимаются дополнительные меры.

Причины возникновения внешних и внутренних угроз

-3

Обеспечение безопасности организации заключается в системной работе, направленной на обнаружение и предотвращение любых опасностей. Их разделяют на внешние и внутренние.

Первые не связаны с компанией и производством, они возникают за ее пределами. Внутренние непосредственно относятся с хозяйственной деятельностью организации, ее персоналом. Они требуют повышенного внимания при планировании.

Мало определить конкретные угрозы безопасности компании. Необходимо установить факторы, которые могут создать опасность, нанести ущерб.

К основным причинам возникновения внутренних опасностей следует отнести слабо подобранный коллектив организации, некомпетентное руководство и конфликты как между партнерами, руководителями и работниками.

Распространенные факторы, влияющие внешние угрозы:

  • экономический кризис;
  • экономическая политика государства, негативно влияющая на предпринимательскую деятельность;
  • изменения законодательных актов, касающихся предпринимательства (налоговые или гражданско-правовые отношения);
  • использование недобросовестной конкуренции;
  • внезапные колебания инфраструктуры рынка;
  • преступные действия криминальных структур (хищение материальных ценностей, шантаж, вымогание денег);
  • нечестная борьба конкурентов;
  • чрезвычайные ситуации;
  • кибератака;
  • противоправные действия чиновников (взяточничество, произвол) и т. д.

Базовые угрозы

-4

Можно бесконечно перечислять непредвиденные случаи, которые могут произойти в организации. Данный список упорядочен и представляет собой 5 базовых групп угроз:

  1. связанные с недобросовестной конкуренцией;
  2. возникающие из-за человеческого фактора;
  3. направленные со стороны государства: вмешательство в деятельность предпринимателей, изменение законодательства, проводимая политика;
  4. связанные с преступными посягательствами (мошенничество, хищение и т. д.);
  5. возникающие в результате чрезвычайных происшествий.

Степень вероятности

-5

Степень вероятности – важный параметр, который показывает, насколько реально наступление прогнозируемой опасности. В связи с чем угроза определяется как реальная либо как потенциальная. Степень вероятности рассчитывается на основании статических данных, оценок экспертов, групповыми методами SWOT-анализа.

Для четкого планирования и создания заблаговременной «подушки безопасности» опасности разделяют по признаку удаленности во времени:

  • непосредственная;
  • близкая (в течение года);
  • далекая (от года и выше).

В зависимости от места возникновения рассматривают угрозы на территории фирмы, на прилегающей территории, на территории государства либо за границей.

Природа возникновения

Не всегда виноват человек в создании негативной ситуации, которая повлияла на деятельность организации. Поэтому стоит выделить угрозы в зависимости от воздействия человеческой деятельности:

  1. Объективные: наступают без воли и участия руководителя либо сотрудника. Например, форс-мажор, природные явления. Их также нужно учитывать при анализе и просчитывать.
  2. Субъективные: напрямую зависят от деятельности человека. Они могут произойти умышленно либо нет. Их делят на непреднамеренную и преднамеренную.

Непреднамеренная возникает из-за чьей-то ошибки, разрушительная сила которой привела к экономическим потерям. Ошибка допущена неосознанно и незапланированно, например, из-за слабой квалификации сотрудников либо нарушений мер безопасности. Преднамеренная наступает из-за действий злоумышленников. Ими движет зачастую корысть.

Методы оценки угроз

-6

Рассмотрим все виды и их значимость для предприятия.

Качественная оценка

Риски бизнес-проекта компании поддаются анализу и первый применяемый подход – их качественное выявление. Задача менеджера заключается в идентификации всех возможных непредвиденных ситуаций, причин и факторов их возникновения. Этот способ не требует сложных формул и программ, поэтому и используется самостоятельно компанией.

Метод экспертных оценок

Основан на мнениях привлеченных экспертов. Это могут быть специалисты финансовых, налоговых органов, юристы, инвестиционные менеджера, аналитики. Выбор эксперта зависит от вида деятельности.

Оценка и анализ рисков в бизнесе может осуществляться одним специалистом или группой экспертов, все зависит от масштабов производства. Эксперты анализируют на основе своих знаний и опыта, в результате чего формируется экспертное заключение.

Метод рейтинговых оценок

В этом случае применяется шкала оценок, 5-балльная или 10-балльная. После качественного анализа идентифицированы угрозы, которым ставят баллы.

Т.е. в организации на основании конкретного списка осуществляется ранжирование по степени вероятности и размеру возможных потерь. Например, в организации только один поставщик сырья, который зачастую нарушает сроки поставки. Этой ситуации стоит поставить оценку 5 и искать других поставщиков.

Контрольные списки источников рисков

Этот способ – эффективный инструмент, с помощью которого можно сопоставить фактическую реализацию менеджмента с заявленным. Представляет собой упорядоченный конкретный перечень типичных и часто встречающихся источников. Он составляется на основании информации, полученной в результате выполнения ранее аналогичных проектов.

У способа есть недостаток. Список источников может не включать характерных элементов, которые присущи данному проекту.

Метод аналогий

В основу берется прошлый опыт подобных проектов конкурирующих компаний. Способ заключается в использовании ранее накопленных знаний. Но каждый проект индивидуален, и результаты, полученные с помощью аналогий, могут быть некорректными для данной ситуации.

Использовать на практике только один метод, как единственный способ, оценки нельзя. Для качественного управления необходимо воспользоваться всеми возможными инструментами. Это обусловлено тем, что каждый подходит для определенной ситуации, а комплексный подход восполнит недостатки конкретной методики.

Степени развития основных рисков в бизнесе и этапы борьбы с угрозой

При прогнозировании определенной опасности и способов борьбы стоит учитывать все шаги: наступление, расширение, стабилизация и ликвидация опасности.

Бояться рисковать глупо. Нужно изначально все предусмотреть. В начале построения любого проекта необходимо выработать механизм, который включает следующие этапы борьбы:

  1. Обнаружить опасность. Например, внутренних аудит позволит выявить хищение материальных ценностей, мониторинг it-сотрудников оповестит о вторжениях в компьютерные программы.
  2. Проанализировать степень возникновения, причину и масштаб воздействия.
  3. Определить возможные потери. Методов для их подсчета предостаточно.
  4. Применить на практике четкую систему защиты.

Система защиты от угроз

-7

На каждом предприятии должна быть разработана собственная политика, направленная на выявление основных рисков, их ликвидацию и предотвращение последствий. Она закрепляется в четкой инструкции, которая принимается на уровне руководства. Инструкция позволяет незамедлительно реагировать и принять каждому сотруднику быстро принять меры и выбрать подходящее к ситуации решение.

Выстраивание системы защиты натыкается на определенные сложности:

  1. Компания не всегда понимает реальность возможной опасности. Это приводит к самым худшим последствиям. К примеру, хакеры заинтересовались активами, и планируют внедрить вирусы. Слабая степень защиты приведет к разорению.
  2. Низкая квалификация сотрудников. При отборе персонала следует учитывать, каковы их знания в области корпоративной безопасности. Данные знания не получишь на дополнительных курсах, это накопленный практический опыт. Для небольших компаний с невысокими заработными платами найти сотрудника со стажем может стать проблемой.
  3. Чрезмерная экономия в сфере безопасности. На старте запуска в бюджете необходимо предусмотреть конкретные затраты в данной сфере.
  4. Проблемы с дисциплиной персонала. Свободный неформальный стиль общения становится популярен среди новых частных компаний. Для безопасного функционирования организации необходимы ограничения.

Особенно трудно начинающему предпринимателю предусмотреть все риски в малом бизнесе. Деятельность компании может погубить неопытность руководителя, недостаточные инвестиции и изменения в налогообложении. Поэтому небольшие фирмы не должны относиться к анализу несерьезно.

Как обосновать бюджет на защиту

-8

Служба безопасности осуществляет комплексную оценку возможных опасностей на предприятии, обосновывая каждый. В результате разрабатываются меры по минимизации неблагоприятных случаев, под который закладывается бюджет. Бюджет обсуждается с руководством. Повторимся, не стоит путать бережливость с чрезмерной экономией. Как говорится, скупой платит дважды, и будущие потери станут в разы больше сегодняшних затрат.

Заключение

Обобщая вышесказанное, основные составляющие рискового бизнеса – это оценка вероятности, масштаб воздействия, выбор ответственного лица и бюджет, а риск является вероятностью неудачи в достижении поставленной цели. Но заниматься предпринимательством, не рискуя, невозможно. Неоднократно доказано, что рисковать нужно оправданно, заранее спланировано. Это приведет к получению прибыли, а попустительство к мерам безопасности – убыткам.

https://youtu.be/QkATXfWtUTc