Итак, как и обещала в прошлой статье, сегодня я уделю целый блок одному из разделов девиантологии, а именно общей девиантологии, что включает в себя, как правило, историю и теорию данной науки.
Если говорить кратко и по делу, без лишней воды, то девиантологическое знание зародилось в начале ХХ века в недрах социологии как специальная теория, названная социологией девиантного поведения. Появление терминов «девиантность» и «девиация» связывают с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма (1966).
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim, 15 апреля 1858— 15 ноября 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.
Его труд "Самоубийство. Социологический этюд" (1897), ставший образцом эмпирического социологического исследования, положил начало научной традиции комплексного изучения девиаций как сложных социально-психологических феноменов.
Среди ведущих причин самоубийств исследователь выделял:
—аномию (ценностно-нормативная дезорганизация общества в форме беззакония, крушение идеалов, экономическое неравенство, ценностные конфликты.);
—одиночество и разрыв групповых связей;
—эгоизм с фиксацией на личностных потребностях;
—фатализм;
—жертвенность.
При исследовании девиантных феноменов Дюркгейм соединял воедино культурологический, социологический, криминалистический и социально-психологический анализ, что дает основание считать его первым представителем интегративной модели в девиантологии.
Ученики и его последователи распространили предложенный подход на различные массовые девиации:
- преступность;
- проституция;
- пьянство;
- наркотизм и др.
Взгляды Э. Дюркгейма на девиантное поведение развил Р. Мертон: аномия выражает конфликт институциональных целей и социально признанных средств их достижения. По мнению ученого, социальную ситуацию обостряет и падение уважения личности к правовым и нравственным нормам.
Р. Мертон классифицирует типы девиации в условиях аномии. Конформизм — приспособление, принятие целей и средств их достижения.
Инновация — согласие с целями при условии использования новых незаконных средств их достижения.
Ритуализм — непринятие целей, признание законных средств достижения.
Ретритизм — отрицание социатьно признанных целей и средств, например, людьми, оказавшимися вне общества (бродяги, алкоголики, наркоманы, душевнобольные).
Мятеж связан с отрицанием и формированием новых, социально признанных целей и средств. На основе мятежа формируется новая идеология.
Г. Спенсер, изучая проблему распространения аномических процессов в обществе, подчеркивает роль несовершенства нравственных и правовых норм и законов, как следствие массовое неуважение к нормам и законам, что способствует отклонению от них, порождая переход от фактов индивидуальной аномии к системе социальной аномии.
- Первоначально центральное место в исследовании девиантности занимали вопросы преступности, вследствие чего криминология — наука о преступности — получила приоритетное развитие.
- Другим, активно изучаемым феноменом стало суицидальное поведение.
- Позже девиантологические подразделы появились в медицине и психологии в форме стандартных формулировок: девиантное поведение подростков, психология отклоняющегося поведения, девиантное поведение психически больных и т. д.
В бывшем СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические же исследования начали в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х гг. В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Гилинский.
К настоящему времени для обозначения проблематики девиаций и девиантного поведения в научный обиход введено новое название — девиантология. Сегодня одноименный раздел представлен в таких науках, как социология, психология, медицина, военное дело. К сожалению, пока еще не произошла интеграция прикладных исследований в единую дисциплину, но уже предпринимаются отдельные попытки решения данного вопроса.
Исторически сложились прочные связи девиантологии с такими дисциплинами, как культурология, философия, биология, история, социология, демография, право, психология, медицина.
Объект девиантологии — субъекты (активно действующие, саморазвивающиеся, саморегулирующиеся участники) социального взаимодействия (индивиды, группы, субкультуры) с разными формами девиантного поведения различной этиологии, обладающих качеством девиантности.
Предмет девиантологии — девиантность и девиации как многоуровневые социально-психологические и индивидуально-психологические феномены с различными формами проявлений.
Термин девиация (нарушение, отклонение от заданного курса, аномалия) выходит далеко за рамки психологической науки, его широко используют при рассмотрении биологических, физических, химических и других процессов.
Что касается теорий девиантности, то хочу отметить:
- Биологизаторские теории:
Первые теории возникли с позиций биологизаторского подхода. Они так или иначе отличались друг от друга, но общая идея была одна – все девиации носят врожденный характер.
Начальной стала антропологическая теория преступности, принадлежавшая Ч. Ломброзо. В США сторонниками этой теории были Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Хутон, а в России – А. Дриль. Главная мысль данной теории заключается в том, что преступниками рождаются. Возникновение отклонений при рождении обусловлено соматическими особенностями, а также особенностями черепа и лица.
- Социологизаторские теории:
- Теория функциональности отклонений (аномии). Сторонниками этой теории были Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Мид, Р. Мертон. Эти авторы считают, что причинами отклонений является обесценивание норм поведения. Для этого явления характерна аномия – разрушенная солидарность по отношению к основным ценностям и нормам. Индивиды (группы) начинают искать отклоняющиеся, но эффективные способы самоутверждения, при условии, что одобряемые способы не действуют.
- Теория стигматизации («навешивания ярлыков»). Изучением этого занимались М. Фуко, Э. Гофман, Э. Ламмерт, Г. Беккер. Основная идея: отклонения возникают вследствие навязывания индивиду (группе) своих мнений, определений, нравов. Делать это способны те, у кого есть власть. Иными словами, например, называя отстающего ученика трудным и проблемным вместо помощи и развития, педагог получит именно такого ребенка.
- Теория конфликта и девиантность. Девиация возникает из-за конфликта социальных групп, проявляется антиномия «негативизм» – «позитивизм». Этого мнения придерживались Т. Мор, Р. А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Ф. Энгельс, Г. Маркузе, Р. Миллс, Р. Квинни, Л. Козер.
- Теория культурного переноса. Выявление идентичности между способами выработки отклоняющегося поведения и любого другого поведения или вида деятельности. Русский и французский социологи Н. К. Михайловский и Г. Тард выявили механизм подражания.
- Теория социальной дезорганизации. Многие исследователи (Р. Парк, Э. Берджес, Л. Вирт, Р. Маккензи, П. Бергер, Т. Шибутани, Э. Тириакьян) объясняли возникновение отклоняющегося поведения влиянием определенных районов, мест, сред, которые всесторонне социально и личностно дезорганизованы.
- Теория инклюзии – эсклюзии (М. Фуко, Дж. Янг). Девиации объясняются дифференциаций людей на «выключенных» и «включенных» в политическую жизнь общества.
- Социально-психологические теории:
- Основой теории социальной аномалии Р. Мертона была гипотеза «об отмирании норм морали при девиантном поведении, что вызывается рассогласованием цели и средств ее достижения у девиантов».
- Из теории нейтрализации Д. Мате и Т. Сайка следует, что человек понимает нормы морали и даже принимает их, но свое поведение оправдывает разными способами, чаще всего ссылаясь на других людей и обвиняя других.
- Э. Сатерленду принадлежит теория дифференцированной связи. Эта позиция объясняет формирование девиаций избирательным отношением индивида к нормам и ценностям его окружения.
- Последняя теория в данном подходе – это теория делинквентной субкультуры, то есть культуры внутри культуры. Представитель теории – А. Коэн. Он полагал, что субкультура выбирает себе нормы и ценности, абсолютно противоположные установленным в широкой культуре. Этой же темой занимались Р. Клоуард и Л. Оулин. Они выделяли криминальную субкультуру, конфликтную и «уход в себя». В России изучением влияния субкультуры на личность активно занималась И. А. Горькова.
- Психоаналитические теории:
Еще одним подходом является психоаналитический. Главным его представителем был З. Фрейд, позже его идеи продолжили А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шутц. При таком подходе исследователи считают, что ведущую роль в формировании девиантного поведения занимают некоторые качества индивида:
- агрессивность (это считалось основным качеством);
- ригидность (неподатливость);
- комплекс неполноценности;
- желание и стремление все разрушать.
Сторонники теории говорили о том, что все социально-дезадаптивные формы поведения возникают вследствие:
- подавления истинных влечений индивида;
- жесткой блокировки их реализации;
- жесткого контроля над собой и своими эмоциями;
- низкой самооценки.
А также:
Теория структурной напряженности объясняет девиантное поведение разочарованием личности в социальном статусе. Однако с ее позиций трудно объяснить, почему совершают преступления люди из обеспеченных средних и высших слоев общества.
Теория инвестирования связана с теорией напряженности. Чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе (образование, квалификация, место работы), тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов. Если исходить из этой теории, девиантное поведение присуще тем, кому нечего терять. Безработный бомж мало потеряет, если попадется, наоборот, известны категории опустившихся людей, которые специально стараются попасть в тюрьму накануне зимы.
Теория привязанностей обосновывает девиантное поведение значимостью социального окружения. В случае привязанности к социальной группе (семье), не отличающейся нормативным поведением, индивид, стараясь сохранить хорошие отношения, может совершить противоправные действия.
Согласно теории стигмации, общество, социальная группа могут поставить ярлык девианта на индивиде, а это существенно ограничивает его возможности: труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения, что сказывается на представлении человека о самом себе. Индивид видит себя таким, каким видят его другие, и поступает соответствующим образом.
Говорить и писать об истории этой интересной науки можно очень долго и много, здесь задействовано очень много выдающихся психологов, философов и социологов, но одно важно помнить- что наука эта еще продолжается развиваться и расти, а мы с вами будем ее вместе познавать.
До новых встреч!