Зачем кому-то тщательно прятать от нас дверь, маскируя её под обычную стену или пряча за тяжелым шкафом? За этой дверью может быть что-то очень хорошее и ценное или что-то очень плохое и злое. Но суть не в этом, варианта ответа на этот вопрос два - либо кто-то хочет, чтобы мы никогда не нашли то, что внутри, либо мы должны найти это однажды, когда придет время. А внутри может быть и хорошее и плохое , а может быть что-то, лежащее за гранью нашего понимания.
"Я нашел потайную дверь в своём подвале и открыл её, и, кажется, я сделал большую ошибку" - именно так называется крипипаста, которая легла в основу четвертого сезона хоррор-сериала "Нулевой канал". Недавно мы рассказывали о том, из чего сделан третий сезон, а чуть раньше разобрали первые два. Настала очередь последнего сезона этого примечательного хоррор-шоу.
Итак, крипипаста Шарлотты Байуотер куда компактнее серии полевых историй о поисковых операциях в лесах, на которой основан третий сезон. В "Потайной двери", как её сокращённо называют, повествование ведётся от лица мужчины, который живёт в типовом частном доме в спальном районе со своей женой.
По словам автора, подвал изначально использовался их семейной парой в качестве винного погреба, однако, идея ходить в это холодное и темное место быстро наскучила, и о нем забыли. Однако, идея сделать в подвале тренажерный зал привела к необходимости ремонта, и, срывая старые обои, супруги обнаружили старую дверь, у которой не было ручки, что позволило ей сливаться со стеной. Изначальная мысль, что дверь соединяет подвал с подвалом соседнего дома, была опровергнута, когда сгорающие от любопытства супруги посветили в замочную скважину фонарем - им стало ясно, что за дверью расположена лестница вниз. Открыв дверь, наш герой отправился по лестнице, которая привела ещё к одной двери, выглядевшей очень-очень древней. Открыв её и направив внутрь факел, рассказчик обнаружил стоящую в дальнем углу фигуру в черном костюме и черной шляпе, которая показалась ему манекеном, пока фигура не поняла одну ногу.
Человек в черном начал медленно идти на владельца дома, при чём шел он задом, а движения его выглядели неестественными. Герой убежал, захлопнув двери, нашел жену стоящей на улице, и вызвал полицию. Когда патруль приехал, они обнаружили открытыми обе потайные двери, а также дверь, ведущую на задний двор. В конце автор нагнетает ужаса, размышляя о природе сущности, которую они выпустили на волю.
Само собой, авторам сериала настолько сжатая история послужила лишь сюжетной затравкой, в остальном сценаристы дали волю своему воображению. Ситуация с выпущенным на волю и ускользнувшим навсегда (автор крипипасты никак не развил тему о встречах с тем человеком в черном) существом рисовала довольно смутные перспективы. Так что в сериале сущность имеет вполне определенные черты и фигурирует на протяжении всего повествования.
Итак, наши герои - Джиллиан и Том - недавно начали строить свои отношения и переехали в дом детства одного из них. Пока герои находят способы открыть странную дверь, найденную в подвале, нам становится понятно, что у каждого из них есть свои секреты из прошлого, с которыми они не спешат делиться друг с другом. Антоска здесь удачно использует юнгианский символизм дверей, олицетворяющих хранение секретов и тайн. Тайны есть и у третьего важного персонажа - загадочного соседа по имени Йэн, но все разгадки будут ждать своего часа, пока мы будем наблюдать за выпущенным на волю монстром.
А с монстрами у шоу, как вы уже знаете, если читали наши обзоры и подключились к просмотру "Нулевого канала", проблем никогда не было. Но именно в четвертом сезоне злодей получился особенно запоминающимся и харизматичным, и если за последнее время появлялись запоминающиеся образы в хоррор-проектах, то Крендель Джек, определенно, один из них.
Авторам сериала посчастливилось найти действительно ценный кадр для воплощения образа Джека - если я скажу вам, что все движения этого жуткого клоуна-акробата исполнены человеком и никак не связаны с компьютерной графикой, вам непросто будет поверить. Некто Трой Джэймс, с детства обладавший удивительными акробатическими способностями и прятавший свои таланты от насмешек других детей, вырос и стал интернет-сенсацией со своими криповыми видео. И вот для "Нулевого канала" Трой исполнил свою пока что главную партию, создав действительно крутой образ.
Но дело не только в акробатике, ведь "Нулевой канал" никогда не пользовался формулой скримеров и монстров. Крендель Джек весьма странный и самобытный злодей, и вообще, злодейство его, скажем так - не его рук дело. Вскоре после вскрытия двери и встречи лицом к лицу с Джеком Джиллиан находит свои старые рисунки, на которых изображен точь-в-точь такой же фриковый акробат. Тут героиня вспоминает, что она когда-то создала его в качестве охраняющего образа, и теперь, спустя годы, Джиллиан понимает, что её креативные способности простираются за пределы детской фантазии.
Что делать с Джеком, который, будучи воссозданным, просто так не вернётся в небытие, и который, как выясняется, очень остро реагирует на эмоции Джиллиан, прямолинейно защищая её от всех обидчиков? И что делать с тем, что у героини есть проблемы с управлением гневом, а наличие секретов у супруга ставит под удар их отношения в самом прямом смысле? Ответы на эти вопросы Джиллиан придется искать, объединившись с героем, который также, как и она обладает странным даром, и у которого, конечно, есть свои интересы и планы относительно Джилл.
Как и все предыдущие сезоны "Нулевого канала", "Скрытая дверь" получилась крепкой, ладной и постепенно выпускающей зрителя в пространство понимания героев и того, что с ними происходит - всё, что нужно от хорошей двери. Команда Антоски в очередной раз доказала, что ни "Американской историей ужасов" единой живёт хоррор-сериал, предлагая наряду с отличными визуальными решениями и жуткими сценами ладный сюжет с продуманными персонажами, пропитанный символизмом и духом городских легенд.