Найти в Дзене

Выморочное имущество или как не купить квартиру с обременением.

Юристы называют «выморочным» имущество, на которое после смерти хозяина нет официальных наследников ни по закону, ни по завещанию. Государство зачастую очень вяло действует в этом вопросе, чем не преминули воспользоваться многочисленные мошенники и аферисты. Чаще всего имущество становится выморочным после смерти одиноких граждан. В основном это пенсионеры, престарелые или больные люди. Конечно, печально, но от одиночества никто в нашей жизни не застрахован. И вот именно такие россияне (точнее их квартиры) и попадают под пристальное внимание махинаторов. И хорошо еще, если преступники дают умереть человеку своей смертью, а не убивают его, как это делали в последние годы организованные преступные группировки в Санкт- Петербурге, Москве или Оренбурге. Когда человек умирает, то по Гражданскому Кодексу в течение шести месяцев наследники по закону или завещанию должны появиться у нотариуса и предъявить свои права на жилплощадь. Однако если они так и не объявились, то имущество отходит госуд

Юристы называют «выморочным» имущество, на которое после смерти хозяина нет официальных наследников ни по закону, ни по завещанию. Государство зачастую очень вяло действует в этом вопросе, чем не преминули воспользоваться многочисленные мошенники и аферисты.

Чаще всего имущество становится выморочным после смерти одиноких граждан. В основном это пенсионеры, престарелые или больные люди. Конечно, печально, но от одиночества никто в нашей жизни не застрахован. И вот именно такие россияне (точнее их квартиры) и попадают под пристальное внимание махинаторов. И хорошо еще, если преступники дают умереть человеку своей смертью, а не убивают его, как это делали в последние годы организованные преступные группировки в Санкт- Петербурге, Москве или Оренбурге.

Когда человек умирает, то по Гражданскому Кодексу в течение шести месяцев наследники по закону или завещанию должны появиться у нотариуса и предъявить свои права на жилплощадь. Однако если они так и не объявились, то имущество отходит государству.

Начну с того, что во всех городах нашей страны мошенники создали настоящие конвейеры по присвоению бесхозного имущества покойных граждан. В преступных махинациях активно участвуют работники ритуальных и похоронных контор, участковые врачи, сотрудники служб социального обеспечения и ЗАГСов, а иногда даже и нотариусы.

Как правило, в самом начале цепочки стоит участковый врач, который исправно информирует работников ритуальной службы, а зачастую и мошенников, о том, что тому или иному одинокому пациенту осталось недолго жить на «грешной земле». Поэтому, когда человек умирает, мошенники уже наготове. Сотрудник ритуальной службы (чаще всего муниципальной) забирает документы покойного и начинает действовать.

Как известно, паспорт умершего сдается в ЗАГС, а взамен выдается свидетельство о смерти. Однако в период от момента кончины человека и до сдачи его паспорта, преступники как раз и «оформляют» множество поддельных бумаг. Если квартира была приватизирована, то махинаторы стряпают поддельное завещание на конкретного человека (или даже документы, подтверждающие родственные отношения с покойным), а после получения свидетельства о смерти, составляют свидетельство о праве на наследство. При наличии у мошенников «своего» нотариуса, дело вообще упрощается, и документы получаются, как говорят в народе, «комар носа не подточит». Так в одном из областных городов одно время действовала группа из сотрудника ритуального агентства, участкового врача и работников ЗАГСа. За шесть лет она, таким образом, присвоила и перепродала семь объектов недвижимости, включая один загородный дом.

Если квартира относится к муниципальной собственности, то, как правило, подельники мошенников из ЖКХ и домоуправления, используя паспорт покойного, прописывают задним числом в квартире нового жильца и вот жилплощадь уже в руках злоумышленников. Дальше - дело техники. Махинаторы приватизируют недвижимость и продают ее добросовестному покупателю. В разных вариациях - это самые распространенные способы «увода» от государства выморочного имущества. Именно так, например, действовали преступные группы в Самаре, Саратове, Ульяновске и других городах нашей необъятной родины.

Иногда же финал «работы» преступников становится даже трагикомичным. Для примера приведу реальный случай, произошедший в Москве.

Сергей Петров (имя и фамилия изменены) жил в роскошной трехкомнатной «сталинке» в престижном районе Москвы. Жильё досталось ему в наследство от родителей. Семьи и родственников у Сергея не было. Типичный одинокий человек пятидесяти лет от роду - не лучше и не хуже других. Одним словом российский обыватель. Но была у Петрова одна нехорошая черта - «кредитомания». За несколько лет «набрал» он множество кредитов. Выплачивал, правда, аккуратно до тех пор, пока не заболел. Тут уж ему стало не до банков. Лечение, к сожалению, не помогло, и Сергей вскоре умер.

Банк, в котором он кредитовался, копию свидетельства о смерти получил и даже подшил её в досье. Однако через месяц коллекторская служба кредитной организации в соответствии со своим внутренним регламентом запросила у нотариуса сведения об открытии наследственного дела покойного, чтобы получить ответ, о том, что оно не открывалось и спокойно списать ссуду в соответствии с требованиями ЦБ РФ. К своему удивлению, сотрудники банка получили ответ, что дело открыто и даже есть наследник-брат покойного.

Коллекторы потерли от предвкушения ладони: значит, кредит будет погашен, ибо наследник, вступая в свои права, принимает не только имущество, но и обязательства покойного. Дело за малым - встретиться с братом и «убедить» его отдать долги умершего. Коллекторы быстро нашли «наследника» и принялись, как говорится, «кошмарить» его. Вот только «братец» оказался «липовый».

Выяснилось, что наследство оформлено на основании поддельного свидетельства о рождении и такой же выписки из архива, которую состряпали мошенники. Причем даже ответ на запрос нотариуса был подготовлен подельниками аферистов из архивной службы. Когда махинация вскрылась, милиция возбудила уголовное дело. А банк. А что банк? Ему нужны были деньги, а не квартира на своем балансе. В конце концов, ссуду всё-таки списали. Но это только один из редких случаев, когда мошенников разоблачили. И то случайно. Гораздо чаще они остаются безнаказанными.

В жизни, к сожалению, всё происходит по принципу - «кто первый встал - того и тапки». Государство изначально уступает мошенникам в игре на информационно - правовом поле. Во - первых, многие честные сотрудники социальных служб и муниципальных органов просто не знают, куда и к кому обращаться, если вдруг получат сведения о «бесхозной» квартире. Во- вторых, злоумышленники с помощью своих «информаторов» из тех же социальных служб, ЖЭКов, ритуальных агентств, полиции, а также ЗАГСов мгновенно фиксируют случаи смерти одиноких людей, чтобы тут же завладеть их жильём. Иными словами государственные органы безнадёжно проигрывают в скорости реагирования на подобные ситуации.

Ко всему прочему, нотариусам совершенно невыгодно тратить время на выморочное жильё, поскольку государство такую работу никак не оплачивает, да и не существует четкого механизма переоформления «бесхозной» жилплощади. К тому же информация о нем крайне редко доходит до нотариусов.

Ведь, как по идее должно быть? Каждый сотрудник муниципальных и социальных служб обязан знать порядок своих действий при получении сведений о смерти одинокого владельца или нанимателя квартиры, а предприятие ЖКХ, в свою очередь, закрыть лицевой счет владельца жилплощади и в десятидневный срок информировать налоговую инспекцию о данном факте.

Налоговики же должны описать имущество и обратиться к нотариусу о заведении наследственного дела. Однако информация о выморочных квартирах исчезает в недрах ЖКХ - этих «черных дырах» нашего общества. И пока власть напрямую не станет контролировать процесс - государство будет нести потери. Поэтому и достаются ему «крохи» от бесхозной недвижимости, в то время как основной кусок пирога уходит мошенникам.

Чем же опасна покупка выморочной квартиры? Прежде всего, самим незаконным приобретением права собственности (если квартира до смерти хозяина уже находилась в частном владении) или столь же незаконной пропиской и последующей приватизацией (если жильё было муниципальным). В итоге добросовестный приобретатель может оказаться без денег и недвижимости, когда суд признает действия мошенников по присвоению жилплощади незаконными и недействительными.

Так в Пензе умер военный пенсионер Антон Вольный. Жил он один и не имел родственников и наследников. Сразу же после его смерти аферисты, используя связи, прописали в его квартире задним числом «родственника», а потом, при помощи поддельного «судебного решения» «приватизировали» ведомственную квартиру. Когда через несколько лет история вскрылась, объектом уже два года владел добросовестный приобретатель.

На волне борьбы со злоупотреблениями в министерстве обороны военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту мошенничества. Суд признал регистрацию «родственника» и приватизацию жилья незаконными, а последующую продажу недействительной. Квартира снова была поставлена на баланс министерства обороны.

Как же обезопасить себя от риска покупки выморочной квартиры? Прежде всего, проверить юридическую чистоту сделки для чего следует обратиться в адвокатские конторы или юридические фирмы, где грамотные специалисты внимательно проанализируют документы и сделают запросы в соответствующие органы.

На государственном же уровне проблема требует кардинального решения. Необходимо усилить контроль со стороны налоговой инспекции и департаментов имущества субъектов федерации за реализацией норм закона о выморочном имуществе. Далее наладить плотное взаимодействие между той же налоговой инспекцией с одной стороны и органами социального обеспечения, ЗАГСАми, а также предприятиями ЖКХ- с другой. Эти меры, несомненно, помогут навести порядок в сфере выморочного имущества.