Глеб чувствовал себя загнанным зайцем. Он шёл, вжимая голову в плечи и постоянно оглядываясь: не идёт ли за ним кто? Подозрительными казались все, и старичок с зонтиком, и парень спортивного вида с собакой, и даже веселая девочка с розовым рюкзаком за спиной. Единственный друг Санька, к которому Глеб пришёл за помощью, виновато потупился:
- Ты, Глебка, прости, но у меня девушка. Не могу же я тебя к нам третьим жить взять! Да и вообще ты всё придумал, ну что она может, эта твоя мамаша!
Глеб хотел посмотреть другу в глаза, но тот старательно избегал взгляда. Поняв, что ему дают от ворот поворот, Глеб пробормотал:
- Вот так и познаются друзья…
Парень вышел во двор, посмотрел на яркое солнце… И тут услышал из-за спины знакомый визгливый голос, от которого он и бежал прочь:
- Вот он! Мы с ног сбились в поисках, а он тут на солнышко щурится! А ну, стой! Стой, говорю!
Глеб бежал со всех ног, думая только об одном: убежать, скрыться, не слышать этот голос! Был он не самым спортивным парнем на свете, но убежать от полной, не очень молодой женщины оказалось несложно. Глеб заскочил в отходивший от остановки автобус и теперь смотрел на удаляющееся разъяренное лицо «любимой мамочки», грозившей ему неожиданно большим для женщины кулаком. Он доехал до конечной остановки, вышел из автобуса и огляделся. В этом районе города он никогда не бывал, хотя родился в Якутске и прожил там всю свою недолгую жизнь. Вокруг были двухэтажные деревянные дома, за ними виднелся лес. Вот туда и отправился Глеб, думая: уж там-то меня никто не отыщет!
Но при ближайшем рассмотрении то, что он принял за лес, оказалось небольшой посадкой, разделявшей двухэтажки и частный сектор. Парень даже чуть не заплакал с досады: куда ж теперь деваться? Палило летнее солнце, хотелось пить. Приметив невдалеке небольшой магазинчик, он отправился туда.
В магазине оказалось прохладно, вода в холодильниках была в наличии, и жизнь уже перестала казаться такой чёрной. У кассы рассчитывалась невысокая старушка, больше никого из покупателей не было. Глеб с бутылкой воды подошёл и стал невольным свидетелем разговора:
- …артрит проклятый, даже сумку держать трудно, какие теплицы!
Старушка, ковыляя, пошла к выходу. Глеб быстро рассчитался и поспешил вслед:
- Бабушка, давайте я вам помогу сумку донести!
Женщина остановилась, внимательно посмотрела на парня, потом улыбнулась:
- Ну помоги, коли не трудно.
По дороге Глеб участливо спросил:
- А что там у вас с теплицей?
- Да вот, видишь, - старушка показала свои чуть скрюченные пальцы, - Руки плохо слушаются, даже огурцы посадить не могу.
- Так давайте я помогу, - Глеб говорил совершенно искренне, - Мне не сложно!
Старушка ничего не ответила, только негромко хмыкнула. Дошли до небольшого домика:
- Заходи, гостем будешь. Меня бабой Степой зовут, Степанидой значит, - она выдала парню тапки, - Давай, иди к столу. Заодно расскажешь, кто таков будешь и откуда у тебя столько свободного времени старушкам незнакомым помогать.
…Глеб вырос в дружной семье, у него были любящие родители и добрая бабушка. Жили в самом центре, в большой четырехкомнатной квартире, Глеб ходил в одну из лучших школ в городе. Мальчик был из тех, кого называют «ботаниками», ему было интереснее сидеть дома с бабушкой и читать книжки, чем слоняться с пацанами по улице. Последние его не обижали, и даже вступались иногда перед чужаками, забредшими на «их» территорию – Глеб не был задавакой, всегда давал списать, а на контрольных успевал решить оба варианта. В общем, за покровительство он платил своими знаниями, и это устраивало обе стороны.
То, что он не родной, Глеб узнал, когда ему исполнилось 14. Он возвращался из школы, когда во дворе к нему подошла странная полная женщина, от которой несло отвратительным запахом пота. Она оглядела мальчика цепким взглядом, вдруг зарыдала и бросилась его обнимать:
- Глебушка, сыночек! Еле нашла тебя, родненький!
Он тогда еле вырвался и убежал. Дома были слёзы матери и бабушки, запах валерьянки и веские слова отца:
- Ты наш, и только наш. Тот факт, что тебя кто-то родил и выбросил, никакой роли не играет, понятно?
Та женщина, Фаина, еще несколько раз появлялась на горизонте. Глеб даже выслушал её версию: она родила его в муках и страданиях, но пока была без сознания, злобные силы украли любимого сынишку и выбросили в мусорный контейнер. Злыдни обвинили, что это она, Фаина, сам выбросила ребенка и засадили её за решётку. Она вышла, мечтая найти кровиночку, и вот счастье-то, нашла! В изложении отца всё было почти так, за одним исключением, никаких «злыдней», Фаина действительно сама выкинула новорожденного. Хорошо, что кто-то пошёл выносить мусор и услышал еле слышный плач младенца. Мальчика спасли, мать установили и судили. Дали, правда, немного, то ли год, то ли полтора, отец не помнил. Глеб безоговорочно поверил отцу: если Фаина так его искала, то где она была 12 лет после освобождения? Визиты стали реже, а после и вовсе прекратились.
И вот Глеб закончил школу, поступил в институт математики и информатики при местном университете, жизнь была прекрасна. Друзей, правда, так и не появилось, один только Санька, тот еще с детского сада был. Но не очень-то парень нуждался в друзьях, лучшим другом была бабушка.
Через год пришла беда, родители и бабушка погибли в пожаре на даче. Дача у них была зимняя, отапливалась газом. Случился какой-то перепад давления и сразу в нескольких домах произошли взрывы. Глебу наутро к 8 нужно было быть в университете, и он ночевал в городе, иначе бы тоже погиб. Горе придавило парня, рядом никого не было.
А потом появилась Фаина… Глеб не умел жить один, вот и потянулся к матери: какой бы она ни была, но родной человек.
- Слишком близко её подпустил, - горестно жаловался старушке Глеб, - А она… Стала приводить в квартиру собутыльников, те воруют, да и сама она тоже не гнушается. Думаю, дождётся, когда я вступлю в наследство, это уже через неделю, да и придушат меня её собутыльники. Она ведь моим наследником будет… Я замки в квартире поменял, и скрываюсь теперь. Как жить дальше?
- Это ты удачно зашёл, - неожиданно весело рассмеялась баба Степа, - По адресу.
И видя недоумение в глазах парня, пояснила:
- Я раньше адвокатом была. Ты не смотри, что я такая на вид безобидная, на самом деле зубки имеются, - и она щелкнула зубами перед лицом изумлённого парня, - Теперь поясни, почему ты так её боишься? По закону она тебе никто, никаких прав наследования за тобой у неё нет.
- Честно? – парень разволновался, - Я её боюсь. Она смотрит на меня как удав на кролика, и мне тут же хочется всё подписать, любое завещание, лишь бы она не смотрела так.
- Как Каа на бандерлогов, - всё так же весело заключила старушка, - Ничего, прорвёмся. Вот удивится-то пятнистый Ягуар!
- Какой ещё ягуар?!
- Не читал? И мультфильм не смотрел? Но хоть песенку помнишь? - и она напела, - "Из ливерпульской гавани всегда по четвергам..."
Глеб на лето остался у бабы Степы. Он перетянул теплицу, перекопал весь огород, помог посадить картошку, выполнял другую работу – колол дрова, таскал воду, починил крыльцо. Степанида же подняла все свои связи, помогла Глебу утрясти все юридические вопросы по поводу вступления в наследство. Кроме того, она учила парня не бояться жизни:
- Ты прав, а правый человек не должен чувствовать несуществующую вину, понимаешь? Иди по жизни с гордо поднятой головой.
- А как? – Глеб с восхищением смотрел на старую женщину и в который раз про себя благодарил судьбу за эту встречу, - Научите, я не умею.
- Ничего, научишься. Хороший ты мальчик, Глеб.
Фаина исчезла из жизни сына, сама ли, или ей доступно всё объяснили – не знаю. Знаю только о их последней встрече. Глеб рассказывал:
- Она подошла ко мне во дворе и вновь завела свои речи о том, какой я неблагодарный и вообще, жизнью ей обязан. И знаете, я готов был опять шагнуть к ней в змеиные объятия. А потом вспомнил бабу Степу, собрал всю волю в кулак. В общем, лучше не пересказывать, но она, кажется, поняла. А я пошел домой и позвонил своей любимой новой бабушке и рассказал обо всём:
- Вот удивился-то пятнистый Ягуар!
Для информации: это из сказки «Как появились броненосцы» Р. Киплинга. Сюжет вкратце таков: Ягуар хотел съесть Колючку-Ёжика и Тихоню-Черепаху, но те сумели так запутать хищника, что тому пришлось позорно капитулировать, послушав совет матери «Этих я бы оставила в покое». Когда Черепаха учила Ёжика плавать, а Ёжик её – сворачиваться клубком, они всё время поддерживали друг друга фразой «Вот удивится-то пятнистый Ягуар!»😊
P.S. Глеб – наш зять, муж Лены, одной из моих многочисленных двоюродных племянниц.