Найти в Дзене
Ерофей и его заметки

Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

Советский антикитайский бронепоезд для защиты Транссиба.

Казалось бы после Великой Отечественной войны всем стало понятно, что такая экзотика как бронепоезда окончательно устарела и шансов в современной войне не имеет. Артиллерия, танки и, особенно, авиация поставили жирный крест на карьере классических бронепоездов. После войны их активно сдавали на базы хранения, а потом не менее активно резали на металл. (Да так активно, что из той огромной массы техники до нынешних дней дожили только считанные единицы. О них я уже рассказывал).

Однако, как это ни странно, бронепоезда в их классическом (почти классическом) виде – броня плюс артиллерия – ждало возрождение. Ренессанс вынужденный, недолгий и не от хорошей жизни.

Бронелетучка БТЛ-1 – реинкарнация бронепоездов на новом технологическом уровне. Фото автора.
Бронелетучка БТЛ-1 – реинкарнация бронепоездов на новом технологическом уровне. Фото автора.

«Развенчание культа личности», начатое Хрущёвым, привело, ко всему прочему, и к охлаждению взаимоотношений с Китаем, где цвёл собственный культ личности, только не Сталина, а живого и здравствующего Мао Цзедуна. При Брежневе окончательно побили все горшки и дело от провокаций и обстрелов дошло до открытых военных столкновений – тот самый остров Даманский на реке Уссури в 1969-м. Потом-то с Китаем постепенно помирились, но было уже поздно – вскоре после «примирения» СССР прекратил своё существование.

Именно с обострением советско-китайских отношений и было связано возрождение бронепоездов. С коммуникациями на возможном театре военных действий была напряжёнка. По сути, основной транспортной артерией являлась Транссибирская железнодорожная магистраль, проходившая не так далеко от границы и довольно уязвимая. Для её прикрытия и понадобилось экстренно возрождать бронепоезда.

Первый проект, практически «классический» бронепоезд, с бронетепловозом и артиллерийскими площадками, разработанный после событий на Даманском, в серию не пошёл. А вот второй вариант, более универсальный, изготовили в начале семидесятых в количестве нескольких единиц.

Составные части бронепоезда БП-1.
Составные части бронепоезда БП-1.

К теме подошли на новом техническом уровне – бронепоезд, обозначенный как БП-1, стал модульным и в некоторой степени универсальным по возможности применения вооружения.

Лёгкий плавающий танк ПТ-76. Фото автора.
Лёгкий плавающий танк ПТ-76. Фото автора.

Во-первых, имелось, так сказать, «ядро бронепоезда»: основной забронированный тепловоз ТГ16 (переделанный под нормальную колею сахалинский узкоколейный тепловоз). Который тянул бронированный командный пункт, зенитную бронеплощадку, платформы с плавающими танками ПТ-76 (две платформы с танком на каждой) и платформы с бронетранспортёрами БТР-40ЖД – специально созданной для бронепоезда модификацией БТР-40, приспособленной для передвижения по железнодорожному полотну (четыре платформы по две машины на каждой).

БТР-40ЖД – модификация БТР-40, оборудованная для передвижения по железнодорожному полотну, специально созданная для нового бронепоезда. Фото автора.
БТР-40ЖД – модификация БТР-40, оборудованная для передвижения по железнодорожному полотну, специально созданная для нового бронепоезда. Фото автора.

Во-вторых, в составе бронепоезда имелось пять самостоятельных «бронелетучек» – бронированных тепловозных летучек – БТЛ-1. Каждая бронелетучка состояла из забронированного маневрового тепловоза ТГМ1 (видимо, использовали и другие тепловозы) и двух платформ, на которых стояли танки.

Промышленный тепловоз ТГМ1. Этот экземпляр, ТГМ1-575, был построен на Муромском заводе им.Дзержинского в 1960 году. Фото автора.
Промышленный тепловоз ТГМ1. Этот экземпляр, ТГМ1-575, был построен на Муромском заводе им.Дзержинского в 1960 году. Фото автора.

Это всё не считая вспомогательной железнодорожной и боевой не-железнодорожной техники. Личного состава на один такой бронепоезд приходилось под три сотни человек.

Основным способом применения предполагалось самостоятельное ведение боевых действий рассредоточенными бронелетучками – чтобы прикрыть как можно большую протяжённость железной дороги. Но при необходимости «штабная» часть бронепоезда и бронелетучки могли быть соединены и действовать как одно целое.

Бронетепловоз ТМ-235 из состава бронелетучки. Здесь под бронёй не ТГМ1, о которых в составе бронелетучек пишут источники, а маневровый локомотив ТГМ23, о которых никогда не упоминают. На крыше будки машиниста нет положенной командирской башенки, да и амбразуры выглядят странно. Фото автора.
Бронетепловоз ТМ-235 из состава бронелетучки. Здесь под бронёй не ТГМ1, о которых в составе бронелетучек пишут источники, а маневровый локомотив ТГМ23, о которых никогда не упоминают. На крыше будки машиниста нет положенной командирской башенки, да и амбразуры выглядят странно. Фото автора.

Бронелетучки должны были действовать автономно, прикрывать отдельные участки железной дороги или определённые железнодорожные объекты – станции, путепроводы, мосты, разъезды и прочее. И на «основном ядре» бронепоезда, и на бронелетучках, техника имела возможность съехать с платформы и действовать самостоятельно. Собственно, в этом и была «универсальность» нового бронепоезда: его оружие – танки и десант – не были намертво привязаны к железнодорожному пути. (Впрочем, упоминается, что на бронелетучку могли поставить и неходовой танк, способный только пугать стрелять с платформы). Танки в составе БТЛ-1 могли использоваться какие угодно (модификаций Т-54 или Т-55 хватало), но чаще всего попадаются Т-62.

Танк Т-62М на платформе бронелетучки. Учитывая, что эта модификация появилась в 1983 году, вряд ли такие модификации Т-62 использовались в составе бронепоездов. За танком бронеотсек для десанта, у которого амбразуры для стрельбы из личного оружия выглядят крайне неестественно, как и все амбразуры у этого экземпляра БТЛ-1. Фото автора.
Танк Т-62М на платформе бронелетучки. Учитывая, что эта модификация появилась в 1983 году, вряд ли такие модификации Т-62 использовались в составе бронепоездов. За танком бронеотсек для десанта, у которого амбразуры для стрельбы из личного оружия выглядят крайне неестественно, как и все амбразуры у этого экземпляра БТЛ-1. Фото автора.

Для эффективного применения вооружения БТЛ-1 формировали так – платформы с танками по краям состава, бронетепловоз в центре. Из-за наличия десантных отделений платформы получились несимметричными, танки могли съезжать с платформы только в одну сторону. Потому платформы ставили так, чтобы танки были развёрнуты в разные стороны, и любой из них (или оба одновременно) сразу могли съехать по аппарелям с платформ на землю.

Платформа бронелетучки БТЛ-1. Перед танком виден поднятый в верхнее положение бронелист, который должен закрывать железнодорожные тележки и защищать их от боевых повреждений. Все откидные листы на этих музейных платформах подняты. Фото автора.
Платформа бронелетучки БТЛ-1. Перед танком виден поднятый в верхнее положение бронелист, который должен закрывать железнодорожные тележки и защищать их от боевых повреждений. Все откидные листы на этих музейных платформах подняты. Фото автора.

Бронелетучки кроме танков несли на себе ещё и десант. На самом тепловозе мотострелки размещались на площадках между двигателем и внешней бронёй, по бокам корпуса. Для их пущего удобства, кроме десантных люков там имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия. Кроме того, имелись десантные «бронеотсеки» на платформах. С люками и амбразурами в стенках и командирской башенкой с наблюдательными приборами сверху. Максимальная толщина брони у БТЛ-1 указывается в 16 мм. (Это если не брать в расчёт танки, естественно).

Платформа бронелетучки с танком Т-62МВ. Учитывая год появления модификации (1985-й) сомнительно, чтобы такие танки использовались в составе бронепоездов. Можно порассматривать устройство бронированной коробки для мотострелков. В качестве командирской башенки на обеих этих платформах, в отличие от многочисленных фотографий и схем, использованы башенки от МТ-ЛБ. Фото автора.
Платформа бронелетучки с танком Т-62МВ. Учитывая год появления модификации (1985-й) сомнительно, чтобы такие танки использовались в составе бронепоездов. Можно порассматривать устройство бронированной коробки для мотострелков. В качестве командирской башенки на обеих этих платформах, в отличие от многочисленных фотографий и схем, использованы башенки от МТ-ЛБ. Фото автора.

Теоретически, экипаж БТЛ-1 состоял из четырнадцати человек на бронетепловозе (из них двое – локомотивная бригада, остальные – командир бронелетучки, радист, санинструктор и десант), шестнадцати человек десанта на платформах, по восемь в каждом отсеке. И экипажей танков, в которые, естественно, не включали механиков-водителей, если танк был неходовой. В общей сложности могло набраться 38 человек. Как пишут, всего было изготовлено около сорока БТЛ-1.

С этого ракурса видны аппарели, по которым танк должен был съезжать с платформы. Фото автора.
С этого ракурса видны аппарели, по которым танк должен был съезжать с платформы. Фото автора.

Против Китая бронепоезда так и не пригодились и были отправлены на хранение. Позже железнодорожные бронечасти применялись в Чечне. Но это уже совсем другая история и другая война.

Платформа бронелетучка БТЛ-1 с танком Т-62МВ на ней. Фото автора.
Платформа бронелетучка БТЛ-1 с танком Т-62МВ на ней. Фото автора.

Что касается данного экземпляра бронелетучки БТЛ-1, расположенного в Музее техники Вадима Задорожного, к нему есть большие вопросы. Уж очень его конструкция не похожа на другие бронелетучки.

Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?

Ненастоящий бронепоезд

Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

Мотоброневагон "Заамурец". Удивительные приключения скитальца Гражданской войны

(Версия для LiveJournal)

#история ссср #танки #бронепоезда #бронетехника #военная техника #музеи #ссср #железнодорожный транспорт #транспорт #военная техника ссср