Я с осторожностью отношусь к расхожей фразе о том, что "существует кино хорошее, плохое и студии им. Довженко", и понятия не имею, кто и в связи с чем подобное ляпнул. Впрочем, старинная, но уже цветная кинолента, о которой мне захотелось сегодня вспомнить, была создана ещё просто на "Киевской студии художественных фильмов" (без всяких "имени") и потому её можно с чистой совестью отнести к одной из двух первых категорий. И я больше склоняюсь к "плохой".
На мой взгляд, "Судьба Марины" (1954) сейчас достойна внимания исключительно в историческом плане - как срез киноэпохи и как первая роль Леонида Быкова. Возможно припомнят и факт участия картины в конкурсной программе Каннского фестиваля (что в рувики даже ошибочно назвали номинацией), но поспешу развеять якобы великую значимость этого события. Во-первых, в 1954 году он ещё далеко не имел того статуса, а потом отбор фильмов для участия производили сами страны, а не организаторы (такая практика продолжалась вплоть до начала 70-х). А как бы иначе в 1951 году представлять СССР туда поехал кондовый образчик производственного кино "Кавалер Золотой звезды"? Во-вторых, ни один из множества призов от каннского жюри "Марина" не получила. Вот если бы, допустим, вместо неё отправили комедию "Верные друзья", а тем более экранизацию "Анны на шее", может толк и был бы.
Но киноначальники, видать, больше тогда разбирались и выбрали "самого достойного". Хотя по части художественных достоинств в этой работе украинских кинематографистов совсем не ахти. Очередную вариацию на тему "Кубанских казаков" и других "колхозных" лент уходящей эпохи малокартинья, с национальным колоритом, но без музыки Исаака Дунаевского, смотреть попросту скучно. Не знаю, пользовались ли успехом на Украине хоть какие-то прозвучавшие (на мове) песни из фильма, меня они не зацепили - такой же среднестатистический срез репертуара для эстрадно-фольклорного "бельканто".
Но самое ужасное, это даже не прямолинейный, насквозь производственно-мелодраматический, сюжет на уровне стенгазеты, о том, как героиня, пережив развод с мужем, становится Героем Соцтруда, а игра актёров, среди которых есть и такие заслуженные, как Борис Андреев. В лучшем случае они декламируют или стенают, но чаще это просто зачитывание текста. Светлым пятнышком на унылом фоне опять же стал Леонид Быков, с легкостью вжившийся в чудаческое амплуа, когда-то открытое в советском кино Петром Алейниковым.
Тем не менее, свою аудиторию фильм найдёт или уже нашёл: полвека пробыв в забвении, теперь он доступен в ютубах, а также на телеканалах вроде "Красной линии". Многим же не так важно о чем и как - главное возможность с головой окунуться в атмосферу и обстановку эпохи. Но тут у всех свои предпочтения.
3/5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
#фильмы 50-х #украинское кино #забытое кино от kin0guru