Найти в Дзене
Ерофей и его заметки

Ненастоящий бронепоезд

Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд ненастоящий.

«Ненастоящий бронепоезд». Саратов, Парк Победы на Соколовой горе. Фото автора.
«Ненастоящий бронепоезд». Саратов, Парк Победы на Соколовой горе. Фото автора.

От бронепоездов Гражданской войны до нашего времени не сохранилось ничего. От бронепоездов Великой Отечественной весьма мало. Тем не менее, бронепоезда (и целиком, и отдельные бронепаровозы) стоят по городам и весям в товарном количестве. Помимо семи настоящих бронеобъектов, находящихся в трёх музеях, всё это изобилие – новодел. Очень разного качества. Встречаются и более-менее точные макеты, и достаточно грубые имитации. К сожалению, простые граждане крайне редко знают, что «бронепоезд стоящий в их городе» - ненастоящий. Об одном из таких «бронепоездов» мы сейчас и поговорим.

Точнее, не столько о бронепоезде вообще, сколько о его главной составной части – бронепаровозе.

Имитация «брони» сооружена по системе «прилепим что-нибудь куда-нибудь». Фото автора.
Имитация «брони» сооружена по системе «прилепим что-нибудь куда-нибудь». Фото автора.

Город Саратов, Парк Победы на Соколовой горе. Буквально на входе, в аллее, ведущей в основную часть парка, посетителей встречает большой, издалека видный экспонат – бронепоезд. (Точнее – бронепаровоз с тендером. Но, по официальным документам, он проходит как бронепоезд с двумя платформами и санитарным вагоном). Экспонат солидный, спору нет, вот только это не бронепоезд. И не бронепаровоз. И никогда им не был.

В России от бронепоездов сохранилось всего ничего, но создателям парка очень уж хотелось свой бронепоезд. Потому был взят паровоз и специально для Парка «забронирован». То есть просто кое-как обшит «жестянкой».

Дверка ведёт не в будку машиниста, а в контрбудку на тендере. Сам тендер с паровозом соединены намертво в единое целое. Фото автора.
Дверка ведёт не в будку машиниста, а в контрбудку на тендере. Сам тендер с паровозом соединены намертво в единое целое. Фото автора.

Причём люди, которые изготавливали эту имитацию, видимо, никогда не видели ни реальных чертежей бронировки, ни просто фотографий настоящих бронепоездов Великой Отечественной. А заодно они просто не представляли, что и для чего в паровозах вообще бронируют.

Единственный сохранившийся в России настоящий бронепаровоз – забронированный во время Великой Отечественной паровоз Ов5067. ЦМВС, Москва. Фото автора.
Единственный сохранившийся в России настоящий бронепаровоз – забронированный во время Великой Отечественной паровоз Ов5067. ЦМВС, Москва. Фото автора.

Для изготовления саратовского макета был использован паровоз Эу706-77. Который был построен в 1931 году Харьковским паровозостроительным заводом им.Коминтерна.

Не сказать, чтобы паровозы серии «Э» и конкретно «Эу» («Э усиленный», в нём изменили конструкцию пароперегревателя) были сейчас такой уж редкостью. Наоборот, паровозы «Э» в качестве памятников и музейных экспонатов (а также вполне ходовых рабочих экземпляров) сейчас одни из самых распространённых.

Паровоз Эу680-96, построен в 1928 на нижегородском заводе «Красное Сормово». Поклонная гора, Москва. Фото автора.
Паровоз Эу680-96, построен в 1928 на нижегородском заводе «Красное Сормово». Поклонная гора, Москва. Фото автора.

Другое дело, что большинство современных памятников и музейных экспонатов – паровозы серии «Эр» послевоенной постройки, изготовленные в Венгрии, Румынии, Польше и Чехословакии и поставленные в СССР. (Венгрия и Румыния, как союзницы нацистской Германии, делали это в счёт репараций). Серия «Эу», выпускавшаяся в СССР во второй половине двадцатых – начале тридцатых годов, в этом плане, выгодно отличается. Такие паровозы сохранять бы в первозданном виде, а не на странные макеты переводить.

Ну и самое главное. Паровозы серии «Э» никогда не бронировались. Никогда.

Для бронепоездов бронировали паровозы серии «О». Они были легче и меньше в размерах. Нагрузка на ось у паровозов «О» была достаточно низкой, и было куда догружать весом брони. К тому же, будучи менее мощными (для бронепоездов этого вполне хватало) они были менее затратны по топливу и воде. Да и ездить могли практически «на дровах».

Паровоз Ов6640, построен в 1902 году на петербургском Путиловском заводе. Паровозы Ов («О» с системой парораспределения Вальсхарта) чаще всего бронировали для использования в бронепоездах. Музей железных дорог России, Санкт-Петербург. Фото автора.
Паровоз Ов6640, построен в 1902 году на петербургском Путиловском заводе. Паровозы Ов («О» с системой парораспределения Вальсхарта) чаще всего бронировали для использования в бронепоездах. Музей железных дорог России, Санкт-Петербург. Фото автора.

Паровозы серии «Э», если и использовались в бронепоездах, то только в качестве, так называемого, «чёрного паровоза». То есть, вспомогательного. Таскали жилые и технические вагоны, перевозили имущество на платформах. А заодно, и сам бронепоезд в небоевой установке. Ведь бронепаровоз, для сбережения ресурса, «раскочегаривали» и пускали своим ходом только в бою. Да и то, с ролью вспомогательного паровоза справлялись всё те же небронированные «О».

Вот если бы с саратовского макета снять «броню» из кровельного железа, как раз получился бы условный «чёрный паровоз», тянущий санитарный вагон и платформы с имуществом. Вполне себе часть бронепоезда. Ведь, напомню, «бронепоезд» это не только сама техника, но и воинская часть.

Возвращаясь к саратовскому «бронепоезду».

Создатели макета почти не тронули тендер, хотя его тоже бронировали. Ведь в тендере везли не только уголь (в центральной части), но и воду (у внешних стенок). Единственная удачная пробоина – вода вытекает и бронепоезд может лишиться движения в самый неподходящий момент. Фото автора.
Создатели макета почти не тронули тендер, хотя его тоже бронировали. Ведь в тендере везли не только уголь (в центральной части), но и воду (у внешних стенок). Единственная удачная пробоина – вода вытекает и бронепоезд может лишиться движения в самый неподходящий момент. Фото автора.

Внешний вид макета не только не соответствует ни одной типовой схеме бронировки паровозов (а их всего ничего, сложно тут выдумать что-то особенное). Внешний вид не соответствует даже единичным нестандартным бронировкам, которые тоже встречались и зафиксированы. На этот паровоз просто приделали листы «от балды», лишь бы было.

Может быть, творцы макета вдохновлялись этой фотографией? Это Ов5900, очень нестандартно забронированный Макеевским заводом в октябре 1941 года. Вот только тут бронёй закрыто всё. На тендере, как и положено, смонтированы рубка командира и зенитный пулемёт.
Может быть, творцы макета вдохновлялись этой фотографией? Это Ов5900, очень нестандартно забронированный Макеевским заводом в октябре 1941 года. Вот только тут бронёй закрыто всё. На тендере, как и положено, смонтированы рубка командира и зенитный пулемёт.

Надо отметить, что его изготовители не только не заморачивались достоверностью макета, но и элементарной логикой. Промежуток между будкой машиниста и контрбудкой наглухо закрыт листами, насмерть приваренными к паровозу и тендеру. То есть, сохранить целостность свой бронеконструкции паровоз может только двигаясь строго по прямой. После входа в малейший поворот листы между паровозом и тендером будут смяты и сорваны. Впрочем, на общем фоне безобразного макета это мелочи.

«Ненастоящий бронепоезд» со стороны тендера. Фото автора.
«Ненастоящий бронепоезд» со стороны тендера. Фото автора.

Про такие мелочи, что броня на паровозах практически всегда была на заклёпках, а не сварная, даже вспоминать не стоит. Ну и толщина её была не пара миллиметров, а побольше – 10-15 мм у паровозов, забронированных по схеме середины 1930-х, и до 30 мм у паровозов последнего стандартного типа, 1943 года. (Хотя далеко не всегда это был именно броневой прокат. Ставили и простую углеродистую конструкционную сталь, особенно на импровизированные околофронтовые изделия).

Товарный паровоз Эу706-77 неумело загримированный под бронепоезд. Саратов, Парк Победы на Соколовой горе. Фото автора.
Товарный паровоз Эу706-77 неумело загримированный под бронепоезд. Саратов, Парк Победы на Соколовой горе. Фото автора.

Да, натуральный бронепаровоз не слишком впечатляет – эдакий гробик на колёсиках. Но тот макет, что стоит в Саратове просто издевательство. Над историей и здравым смыслом. Утешает хотя бы то, что его не выдают за настоящий. В музейной табличке честно написано – «макет». Хотя стоило бы написать «больная фантазия на тему».

Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?

Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

Мотоброневагон «Заамурец». Удивительные приключения скитальца Гражданской войны

Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

(Версия для LiveJournal)

#паровозы #великая отечественная война #история #бронетехника #военная техника #cccp #музеи #поезда #железнодорожный транспорт #бронепоезда