Когда и как часто нужно проходить проверку.
Автомобиль - средство передвижения, в котором важен каждый параметр. Вывески «развал-схождение» можно встретить во многих автосервисов. Рассказываем, когда и как часто нужно проходить проверку.
Для начала определимся с терминами. Итак, есть три параметра, о которых должен знать любой уважающий себя автомобилист. Два из них на слуху - это развал и схождение. И есть еще третий - кастер.
Развалом (англ. Camber) называют угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Он может быть отрицательным и положительным: отрицательный - когда верхняя часть колеса слегка наклонена внутрь, положительный - когда, наоборот, верхний край немного завален наружу.
Восхождение (англ. Toe) - угол между плоскостью вращения колеса и направлением движения машины. Проще говоря, это показатель параллельности колес, если автомобиль движется по прямой, а мы как бы смотрим на него сверху. Измеряется восхождение как в градусах, так и в миллиметрах и тоже может быть положительным и отрицательным. В первом случае передние кромки колес как бы «смотрят» друг на друга, сходятся, во втором - наоборот, расходятся.
Есть еще кастер (англ. Caster), он же кастор - продольный угол наклона оси поворота колеса. Об этом параметр рулевого управления знают не все хотя бы потому, что на большинстве авто он не регулируется в принципе. Кастер может быть положительным, отрицательным или нулевым. Во всех гражданских транспортных средствах он положительный, поскольку именно такой угол обеспечивает самовыравнивания колес на скорости. То есть когда машина сама выходит из поворота, а отпущенное руль возвращается в исходное положение. Кстати, благодаря этому параметру можно ездить на велосипеде, не держась за руль.
Оценить угол кастера у автомобиля визуально не так просто: обычно он составляет менее 5 градусов. Проще понять, как это работает, на двухколесном транспортном средстве - велосипеде или мотоцикле, - где кастер совпадает с углом наклона вилки. Особенно наглядны в этом плане чопперы, в которых переднее колесо сильно вынесенный вперед.
набор компромиссов
Каждый из описанных выше параметров существенно отражается как на поведении машины на дороге, так и на ощущениях водителя от езды. Например, развал отвечает за максимальную площадь пятна контакта шины с дорожным покрытием, а следовательно, и за устойчивость на поворотах. По этой причине его обычно делают слегка отрицательным (но есть и исключения, например гоночные машины).
Восхождение тоже здорово влияет на управляемость: если оно положительное, то подвеска лучше стабилизируется при езде по неровной дороге и на высоких скоростях, а если отрицательное, то машина гораздо «более четко» и точнее управляется. Правда, во втором случае быстрее изнашивается резина, а все шероховатости на дороге прямо-таки «бьют» водителя по рукам.
В общем, варьируя значения углов установки, можно добиться или железобетонной стабильности автомобиля при маневрировании, или отличной управляемости. Получить и то и другое, к сожалению, невозможно.
Чем это важно
Можно долго копаться в теории, но важно знать, что неправильная регулировка углов вращения колес или пренебрежение им приведет к тому, что покрышки сотрутся гораздо быстрее, чем положено. И расход топлива существенно возрастет. Но это все мелочи по сравнению с потерей управляемости, занесенным машины в сторону и, как следствие, риском попасть в ДТП на совершенно ровном месте.
Как часто делать
Проверять развал-схождение и корректировать его рекомендуется каждые 15-30 тысяч километров пробега в зависимости от того, каким покрытием вы передвигаетесь чаще: асфальтом или грунтовкой. То есть проверку следует осуществлять несколько раз в год, и ее вполне можно приурочить к сезонной замены шин, чтобы лишний раз не тратиться. Но если вы заметили, что машину тянет в сторону, если шины начали стираться, а управляемость ухудшилась или если руль стоит криво, машина «плавает» в пути, а радиус поворота направо и налево не одинаков, то вам явно время на станцию техобслуживания.
Развал-схождение нужно корректировать после многих ремонтных работ. Например, если вы поменяли рулевые тяги или рейку, стойки, наконечники, шаровые опоры, и даже сайлент-блоки, не говоря уже об изменении дорожного просвета (если были установлены вставки или, наоборот, укороченные пружины).
Следует иметь в виду, что если вы на полном ходу въехали в яму или повредили колесный диск, то настройки, скорее всего, сбились, особенно если речь идет о классической подвеску на резиновых сайлент-блоках. Вы сразу поймете это, потому что руль «пойдет» в сторону.
Как это делается
В различных мастерских углы установки колес регулируют по-разному, в зависимости от оснащения. Так, в некоторых сервисах есть суперсовременные 3D-стенды, которые в процессе передают все данные на экран компьютера в режиме реального времени, давая при этом мастеру цветовые и даже голосовые подсказки.
Впрочем, независимо от «нашорошености» оборудования на точке добросовестный мастер и подвеску осмотрит, и спросит, нет ли чего-то тяжелого в багажнике (ведь дополнительный вес способна сбить измерения), и давление в шинах проверит, и сами колесные диски осмотрит - нет видимых деформаций. Работа механика в этом случае сводится к тому, чтобы ювелирно откорректировать один параметр, сбив в неприемлемых значений другие. И все равно, выехав из сервиса, первое время нужно быть особенно внимательным, чтобы убедиться, что автомобиль предсказуемо ведет себя на дороге.