Приближаемся к большому празднику. У многих народов остался в памяти праздник мертвых, который известен как День Мертвых, Велесова Ночь, Осенние Дзяды (Деды). Сейчас эти великие дни снова в моде, но больше известны, как дни приведений, разгул нечисти. Молодёжь празднует на английский манер Хеллоуин- карнавал переодеваний в монстров и скелеты. Древний сакральный праздник превратился в коммерчески-американский карнавальный маскарад. Поэтому патриотически настроенные русские, да-да, те самые диванные патриоты, которые бьются в истерике от слов "пиндосы" и "западная гейропа" спешат напомнить всем, что переодевашки в чертей - это НЕ НАШЕ, жутко западное и противное.
Не дай господи, то есть парень с пробором на голове, родившийся в Иудее, а это же как раз недалеко от Рязани, увидит, разозлится и ата-та, покарает ИСТИННО православных за такую америкосовскую напасть.
Поэтому когда наши дети, подростки, которых ну просто тянет на всё не совсем святое и бунтарское, переодеваются в ведьм и касперов, "православные" родители ругают, загоняют пораньше домой и трясут перед ними "русскими" иконами с римскими святыми.
А ведь просится душа в дни тёмного октября нарезать тыковок со страшными рожами, переодеться личинами другими, да выйти пошататься в изморось и холод. Просит душа, хоть тресни, и младых и старых выйти на улицу, не смотря на погоду, прошлёпать по грязным улицам, несмотря на тьму и мороз, да зайти к соседу на теплый огонёк, съесть конфет, да запить чем-то горячим, возможно чаем, а может и коньяком! Что это, если не генетическая память???
Чем чернее вечера осенью, тем больше хочется общения с живыми, хочется убраться на могилках родных до наступления метелей и длинных ночей, хочется помянуть усопших, будто они рядом. Вот будто мы чувствуем, что они приходят!
А ведь в Белоррусии помнят усопших. Вы знаете, что начале ноября в России наступает родительская суббота – один из восьми общецерковных дней поминовения усопших? Неспроста она сразу после темной Велесовой ночи, не правда ли??
Ежегодно 2 ноября в Беларуси отмечается День памяти. Он был учреждён Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 и считается государственным Днём памяти.
В народе этот день называют Осенние Деды (Восеньскія Дзяды). Этот праздник православные отмечают на третьей неделе после Покрова. Это значит после двадцатых чисел октября начинают приоткрываться двери Нави. Родные наши усопшие, а также вся другая нечисть прямиком направляется к нам - в явный мир. Именно для защиты от злой (враждебной) нечисти мы переодеваемся в другие личины. Для защиты мы зажигаем свечи в тыквах и репах на всю ночь.
Сегодня Беларусь, а также жители прилегающих территорий Украины, России, Польши и Литвы отмечают Дзяды. По традиции в эти дни вспоминают всех ушедших предков. Традиция эта очень древняя и уходит корнями в наше общее языческое прошлое. После насаждения христианства на Руси появились родительские субботы, копирующие языческие поминальные дни. Но тем не менее Дзяды остались.
В отличие от Дзядов современный американский праздник Хэллоуин (Halloween) — является такой своеобразной христианской смесью чествования злых духов и поклонения всем святым и поэтому, кроме разгульной составляющей, ничего общего с древним праздником почитания предков не имеет. Но между тем, лучше хоть как-то помнить эти дни, чем совсем никак!!!
Дзяды (Деды) — это народный поминальный обряд, ритуальный ужин в память об умерших родных. Происходят Дзяды от дохристианского обычая тризны, связанного с культом предков. Позднее обряд усложнился напластованием христианского культа.
Сам термин «Дзяды» имеет значение «предки» и употребляется не только в отношении умерших мужчин: «Дзяды» — это все умершие предки.
Этот праздник отчасти приурочен к очередной смене года. На смену тёплой, мягкой осени, приносящей щедрые дары (от мёда до грибов и поздних ягод), приходит поздняя, хмурая, холодная осень, близкая подруга зимы, покрывающая землю снегом.
Обряд «Дзяды» является источником чистых мыслей и чувств. Ему всегда придаётся особо важное значение. Именно этот обряд может спасти от забывчивости своих корней, что влечёт к бездуховности и потери нравственности.
Принятие христианства в Европе сопровождалось не только вытеснением языческих культов, но и заимствованием некоторых их элементов. Так, чтобы облегчить населению переход от одной религии к другой, христианская церковь часто сохраняла языческие праздники, однако придавала им новое значение. Поэтому неудивительно, что некоторые современные праздники, которые мы привыкли считать христианскими или даже светскими, на самом деле имеют глубокие языческие корни.
У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажают тени усопших, принося на гробницы вино, мёд, масло, яйца, плоды и цветы и совершают тризну (дословно означает «награда» и является языческим названием «поминок»).
В Литве и Беларусии перед наступлением поминального или задушного дня для покойников готовится целый пир: готовят стол с различными блюдами и напитками, по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно, ставит рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев, оставляет на ночь. После того, как все живые поужинают, не забываем сказать заклинание, ведь иной мир тонок и опасен: «Ели, пили, душицы! а теперь, душицы, ну вэн (т. е. вон)!» или «Поели, попили родные, а теперь улетайте назад!»
У белорусов Восеньскiя Дзяды проводят «без слёз» — это праздник семейный, домашний, желательно, чтобы за одним столом собрались все члены семьи и рода.
Весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на осенних Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство. Заметьте, посещение нас, живых, душами усопших зеркально. В Северном полушарии - осень - души предков, не зависимо от того ждёте вы их или нет - посещают родных. В Южном полушарии- весна- осенние деды- души предков посещают родных. Итак по кругу, по всей Земле, независимо от полушария - 30 апреля, 31 октября - усопшие рядом.
Обязательны на столе горячие блюда, «чтобы пар шёл». Перед ужином в доме открываются окна, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить, подлетать к столу. Число блюд на столе может быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — едим ложками.
Ну и разумеется если во время праздничного ужина разговаривать и вспоминать о дедах, да бабках, об их жизни, отдельных случаях, их помощи, о чертах характера, вспоминать их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела, тогда пращуры останутся довольны. Ведь укрепляются семейные узы, преемственность поколений.
Продолжение следует...