В предыдущей статье мы увидели, что противостояние победивших богов с остатками титанов является причиной ненависти Афины-Паллады к Медузе Горгоне. Поскольку Медуза считает себя ровней Афине, а той такое положение дел нестерпимо противно. Напомним, что титаны были свергнуты богами и оказались не у власти. Это противостояние в итоге вылилось в отрубленную Персеем голову Медузы. Политика чистой воды, разборки элитных домов с привлечением наемных исполнителей, да и только.
Интрига Афины
Говорит Афина-Паллада отцу (цитаты из Сказания о титанах Я. Э. Голосовкера:
— Тяжела Земля-Гея. Зреет в ней племя гигантов. Быть еще великому бою.
Зачем не велел ты нам поражать титанид? Зачем хочешь от них иметь сыновей? А хочешь иметь — так зачем же носятся они вольными девами по миру, грозными глазами богинь казнят, обидами олимпийскую радость уязвляют? Все беды от них. Все тревоги и бури от них.
То есть сразу Афина начинает плести интригу, склоняя отца к действию.
Накликают на нас подземную силу детей Ночи.
Усиливает негативное отношение к титанидам, пугая темными по отношению к богам силами.
Горды, дерзки. И всех дерзостнее и отважнее непокорная Форкиева дочь - Медуза. О, горда Горгона! Не чтит меня. Кичится силой. Кичится титановой древней вольностью.
Отдай ее мне. Пусть покорится Посейдону. Сломим мы с ним ее титанову мощь и непокорство. Сама сильна она, мне ровней хочет быть, да еще бережет ее Прометеев брат, титан Менэтий.
Поскольку Зевсу, сыну Крона, или по-другому Крониду, с симпатичной девушкой хочется не драться, а овладевать ей, понимая это, Афина взывает к памяти о противостоянии с титанами. Внимание, апогей ненависти:
Похвалялся, будто он, Сверхмощный, сильнее тебя, Кронида. Отдай ее мне. А Менэтия...
Прянул с места Кронид. Всколыхнулся великий покой. Всколебался Олимп. Дрогнули море и суша…
Какова интрига? Теперь становится понятно, что сам Зевс, что Персей были лишь орудием господства, исполняя волю богини Афины над Медузой. Афина направляет гнев Зевса по отношению к титанам на убирание Менэтея, который в некотором роде являлся протектором Медузы. Раз путь расчищен, то далее Афина может плести интригу не опосаясь срыва своих планов. Голосовкер описывает атаку на Менэтея, что какбуд-то множество пальцев Зевса хватают его (очень похоже на спец операцию по взятию силовиками других силовиков или банды). Путь к реализации своей задумки Афиной открыт. Не обошлось в интриге без брата Зевса, бога морей Посейдона. Во общем в результате проделанной операции, с дальнейшим подключением Персея, голова Медузы перешла на зеркальный щит дочери Зевса, но об этом - в другой статье.
Медуза стала другой
Вернемся к вопросу, откуда взялись змеи вместо волос и окаменяющий взгляд у златокудрой титаниды Медузы, повелительницы морских бурь.
В предыдущей статье мы приводили текст голосовкера, что Медуза считала себя ровней Афине, а последняя не могла этого стерпеть и развернула компанию по унижению Медузы. Конечно не стоит сразу думать, что Медуза такая хорошая, а Афина ее ненаведила и хотела подчинить. Скорее всего все гораздо сложнее, раз есть две версии повествования о Медузе (со стороны титанов и со стороны богов, подчинивших титанов). А подобные противоречия могут породить синтез того что же там примерно происходило, а значит разрешить противоречие объяснив все взаимоотношения. Видимо придется использовать другую книжную оптику, чем буквальное понимание мифов, что титанических, что мифов богов греческого пантеона.
Вернемся к повествованию. Не малую роль в этой истории сыграл владыка морей Посейдон. Раз защитить Медузу было некому (Зевс скрутил Менэтея), а сестры Горгоны находились в далеко от совей сестры. ТО пораженный статностью Медузы при первой встрече Посейдон решил подступиться к метающей молнии морских бурь из глаз Медузе Горгоне.
Подкараулил Посейдон Медузу, когда она спала на лугу, опустился на нее темным облаком, а сестры Горгоны летели ей на помощь, но не подоспели. Провалилось прекрасное тело Медузы во тьму земли, и напиталось тьмою:
Грозны и мстительны боги Олимпа. Зловеща тьма. Во тьме земной, как корни дерев, вырастают змеи и врастают в тело, шипят и жалят, и свиваются в кольца. Кто обречен земной тьме, тому суждено стать змеиным отродьем.
Изменит он свой прекрасный образ на образ чудовищный. Обернутся его ноги змеиным хвостом, вздыбятся, заклубятся волосы змеями, и из бедер и шеи вырастут змеи. Засверкает чешуйками кожа. И клыки выбросятся изо рта. Станут руки медными. А глаза... Лучше не видеть тех глаз.
Страшен образ былой красоты. А когда вырастут крылья и когтистые лапы и взлетит чудовище драконом-людоедом, кто узнает в нем былую красавицу-титаниду? Волей иль неволей обернулась она в крылатую змею -- все равно: нет титаниды.
Забудут о ее былой красоте и сердце, крепком правдой, как адамант. Забудется ее былое имя, когда она была радостной титанидой, и прилепится к ней новое имя, страшное и мерзкое, и будут ее именем пугать детей: "Вот придет Горго, возьмет тебя Горго, съест тебя Горго -- даже косточек не оставит".
Поползут страшные рассказы о ее лютости и непобедимости, хотя никто ее в глаза не видал. И черной правдой-клеветой зальют ее лик, изуродованный и оболганный злобой и местью бога, не прощающего непокорства. И впрямь, сделает свое дело черная правда. Вспыхнет в могучем сердце титаниды черный огонь лютости, ответной злобы на злобу людей и богов. Одичает сердце, озвереет мысль, зарычит слово. Станет сладка месть за месть, ненависть за ненависть. И в чудовищном образе родится душа-чудовище: дракон в драконе, людоед в людоеде.
Так пусть же родится герой-избавитель, не знающий страха, и поразит чудовище. Прикажет время, и придет герой.
В общем, молва и боги сделали Медузу такой, какой мы ее знаем. Заметим, что выше приведен метод очернения памяти о ком-либо, путем приписывания ему всех, обычно, своих самых отрицательных черт. Получается, что после изнасилования Медузы Посейдоном ее образ превратили из красивой титаниды в чудовище, стерли о ней память, развили негативную молву о ней.
Автор указывает, что её вся титаническая сила после этого сконцентрировалась в голове.
Но страшнее змей глаза Медузы.
Как веселые грозы земли были прежде глаза титаниды. Но горе вошло ей в глаза. Удивились горю глаза, открылись широко, и окаменело в них горе. И все, чем полна кровь титанов: лютость правды титановой -- дикая вольность и гордость окаменели в том каменном горе. Кому посмотрит Медуза в глаза каменным взглядом, те глаза каменеют. И все живое тело превращается мгновенно в камень. Нестерпимым стал ее взор. Даже сестры Горгоны, Сфено и Эвриала, не смотрели в глаза Медузе.
Вот так несправедливость и коварство породили горе, а реакцией на горе стал окаменяющий взгляд. Сложная мысль, но кто сказал, что будет легко
Далее Голосовкер повествует нам, что и на этом Афина не успокоилась, ей стали очень нужны окаменяющие глаза Медузы на своем боевом щите. Захотела она себе иметь устрашающий элемент образа, наподобие эгиды Зевса - доспеха из козьей шкуры со страшным лицом-эмблемой.
Сами боги своими руками такое сделать не могли и поэтому создали они племя героев-полубогов, которые должны были вычистить леса, поля, болота и луга от страшных чудовищ. Уважаемый читатель, с учетом выше описанного метода превращения красавицы титаниды Медузы в ужасное чудовище, понятно, кем были эти чудовища ранее? Далее идет повествование об одном таком герое - о Персее.
Любопытно, что сила титанов по Голосовкеру заключается в прямоте сердца, правдивости и в мощи. Если это так, то тогда боги - это такие более хитрые ребята по отношению к титанам, изворотливые и осторожные? Забегаяя вперед скажем, что победу богам над титанами принес Прометей, который сам был титаном, но почему-то выступил против своих собратьев на стороне богов, однако, Зевс после победы над титанами приковал его к горе при помощи Власти и Силы. Коварство и уровень надменности Зевса по отношению к Прометею виден в том, что согласно Эсхилу приковывал Прометея к скале бог Гефест (сын Зевса), лучший друг Прометея. Очень интересно, почему Прометей помог богам, а не титанам, но об этом в другой раз.
Заключение
Предлагаю читателю ознакомиться с интересной стороной греческого мифотворчества, поскольку о титанах мы почти ничего и не знаем. Например Николай Кун в книге "Легенды и мифы древней Греции" в основном талантливо пересказывает мифы о богах и героях, а вот Яков Голосовкер в некотором смысле выступает антогонистом Куну и рассказывает в своей книге "Сказания о титанах" собранные по кусочкам мифы о титанах и оказывается у титанов тоже есть своя правда в тех условиях противостояния богов и титанов.
А это значит, что имеет место противоречие в восприятии мифа как сказки, поэтому необходимо попытаться выйти за рамку сказочности и найти другое объяснение всем предъявленным в указанных книгах мифам. А то глядишь и получится, что мифы таят в себе не только иррациональные сказочные подробности, а вполен конкретные ответы на сокрытое в человеческой истории.
________________________________
Читать Сказания о Титанах (Я. Э. Голосовкер)
#книга #титаны #литклуб #нсо #будущее