Наконец-то дошли руки до продолжения. Слишком много было отвлекающих факторов и они никуда не делись (сарказм).
В своё время (это в качестве аналогии), а именно в 1721 году, Пётр I учредил Духовную коллегию, которая практически сразу же была переименована в Святейший синод, а за двадцать лет до этого было упразднено патриаршее управления Церковью.
Отбросив все ненужные сейчас подробности, отметим главное - Церковь из духовной организации превратилась в деталь государственного аппарата, подчинившись, по сути, светской власти. Плохо это или хорошо, мы сейчас обсуждать не будем, просто отметим, что когда Советское правительство принимало Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, то оно знало, что делало.
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
От Матфея
(Мф. 22:15-22)
О "гонениях" на Церковь я тоже писал:
https://zen.yandex.ru/media/sarmat69/goneniia-na-cerkov-chto-imelos-v-vidu-5f184be40481b87040dd96b7
Кто-то спросит, какое это имеет отношение к разговору о политических партиях? Ответ прост.
Любой, кто хотя бы иногда заглядывает в социальные сети, не может не видеть, что в адрес России и её властных структур высказывается немало негатива. Очень маленькая его часть имеет под собой реальное основание и является, по сути своей, конструктивной критикой. Большая же часть - это просто поток непотребств, ограниченный лишь совестью его авторов и распространителей (с совестью у них, скажем прямо, дела обстоят неважно). Пример этого я показал в своей недавней публикации:
Сто с лишним лет назад положение в этом вопросе отличалось только тем, что в ту пору не было радио, телевидения и Интернета. Советская Россия всё так же изображалась "кровавым Мордором" (хотя Дж. Р. Р. Толкиен ещё и не брался за перо).
Вопреки расхожим мнениям, Советская власть начала с отмены смертной казни и - ключевой момент(!) - введения демократии самого чистого разлива. В сочетании с лозунгом "Вся власть Советам!" это дало весьма любопытную картину.
Советы всех уровней образовали ту систему, которая сейчас носит название "вертикаль власти". Особенностью был тот факт, что эта система строилась не сверху вниз, а наоборот.
Совершенно очевидно, что товарищи из Советов на местах знали проблемы своего уровня куда лучше, нежели их коллеги в уезде, губернии и, тем более, в Совнаркоме. И решали они эти проблемы не дожидаясь указаний сверху. Это было, конечно же, логично и где-то верно, но ведь кроме местных задач существовали и задачи более высокого уровня, которые тоже требовали решения. А вот с механизмом, который бы позволил эти решения осуществлять, возникли проблемы.
Мы не будем сейчас заострять внимание на том факте, что в состав местных Советов зачастую попадали товарищи, которые, простите за избитый каламбур, были совсем не товарищи. Мы не будем говорить о том, что не было нормальной связи между центром и регионами, о жесточайшем дефиците квалифицированных кадров, о послевоенной разрухе и прочих тогдашних реалиях. Скажем главное - государственный аппарат находился в стадии своего создания и выполнять свои задачи в полном объёме не мог. Это осложнялось тем, что центральная власть не имела эффективных рычагов воздействия на регионы. Грубо говоря, даже самый лояльный региональный руководитель мог считать приоритетными не общегосударственные, а местные задачи, и действовать соответственно.
Естественно, мириться с таким положением вещей было нельзя. Будь обстановка в стране и вокруг неё мирной и стабильной, можно было бы постепенно привести структуру госаппарата в порядок и наладить его бесперебойную работу. Но обстановка была совсем другой. И внутри страны и вне её было, говоря предельно мягко, очень неспокойно. И решать проблему надо было немедленно, как говорится, ещё вчера.
И решение было найдено! Оно было простым и, не побоюсь этого слова, гениальным. Рычаг воздействия на местных руководителей был, правда он не был государственным. Рычаг был партийным, поскольку практически все руководители на местах были членами партии, то выполнять решения государственных органов они должны были в порядке партийной дисциплины. А она исходила из принципа подчинения сверху вниз.
Таким образом, партия была включена в систему государственного управления в качестве своеобразного приводного ремня. Разумеется, предполагалось, что решение это чрезвычайное и временное. Что из этого вышло - в следующей статье.
Всем добра!