Найти тему
Белый ирис

Гендерное-нейтральное воспитание - однозначно да!

Если кто-то спросит у меня, как нужно воспитывать ребенка, то разумеется, как адекватный родитель, я скажу, что гендерно-нейтральное воспитание наиболее выигрышная стратегия воспитания. Но, к сожалению, когда пытаешься поговорить с людьми за 30 о теме гендера, то возникает явное не понимание происходящего: начинается разговор про людей с нетрадиционной ориентацией, о непонятных "оно" и трансвеститах. Меня поражает не только незнание что-то о теме гендера, но и отсутствие понимания элементарного в воспитании.



Гендер - это сложная тема. История развития гендерных исследований чуть более 50 лет, большая база зарубежной литературы не переведена, а на русском языке база данных стоит желать лучшего (по собственному опыту знаю, читала, 80 страниц воды по гендерным исследованиям).

Гендер — совокупность характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность. Гендерная идентичность не связана с сексуальной ориентацией. (Haig, David. The Inexorable Rise of Gender and the Decline of Sex: Social Change in Academic Titles, 1945–200 с.)

Думаю, данное определение ничего не сказало, а только запутало. Первое, что нужно понять, между полом и гендером есть разница. Вы же можете иметь разный хромосомный набор? Вы либо женщина, мужчина или интерсекс. Больше никак. Но в обществе бинарная система полов со своими ролями, при чем разные в разные эпохи и цивилизациях, с стереотипами и марками - люди начинают ощущать себя комфортно не с мыслью, что они в биологическом плане имеют пол, они ощущаю себя комфортно, идентифицируя себя как человека с костюмом.

Гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человека, навязанное обществом.


Второе вытекает из первого. Если есть костюмы и маски, то есть и спектакль и сценарий. Каждый играет определенную роль, а за нарушение правил в спектакле вам причитаются санкции и табу (согласно квир-концепции Джудит Батлер). Вы свыкнетесь с ролью, она вам может даже понравиться.

Гендерное выражение — это поведение, манеры, интересы и внешний вид человека, которые связаны с полом в конкретном культурном контексте, особенно с категориями женственности или мужественности. Это также включает в себя гендерные роли. Эти категории основаны на стереотипах о гендере.

Думаю, все-таки, разница между биологическим полом и социальным конструктом видна. Согласно статистике TransActive, более 85% детей, воспитанных гендер-нейтрально, являются гетеросексуалами и воспринимают себя сообразно со своим биологическим полом.

Конечно, строго гендерно-нейтрального воспитания не получится. Эта тема из разряда чистого капитализма и коммунизма, пока не достижимо для нашего уровня развития. Мы не живем в теплице: ребенок ходит в сад, в школу, общается с друзьями - гендерное идентичность будет в любом случает. Это не плохо, это не хорошо, главное следить, чтобы у ребенка в дальнейшем не возникло гендерных стереотипов. Гендера избежать невозможно, объясните своему дитя, кто он.

Во-первых, не нужно запрещать играть в совершенно разные игрушки. Ничего страшного, если девочка будет строить крепость, а мальчик играть в куклы. Страшно, когда ребенок идет в школу, а у него не развито пространственного мышления или нет социальных навыков. Если давать совершенно разные игрушки, то это повысит самые разнообразные навыки: от креативности до социального интеллекта. Дети удовлетворены, спокойны, без невроза, имею большое количество друзей и среди мальчиков, и среди девочек. Начинают познавать личные границы себя и других людей. В дальнейшем, когда ребенок вступит в пубертат, он не испытывать никакого давления, чтобы сделать выбор, он будет понимать себя, что ему нравиться и что он хочет.

Во-вторых, не следует подчеркивать разницу между мальчиками и девочками, если она, конечно, не биологическая. Было бы довольно интересно рассказать ребенку про анатомию, как работает синаптическое пространство и что-такое нейромедиаторы. Не нужно говорить, что пятилетний ребенок не поймет. Я смогла объяснить, что такое клетки и атомы радикальной мусульманке почти с нулевым русским. Справитесь и вы.

Не ассоциируйте розовый с девочкой, а синий с мальчиком - это это своего рода надзирательство и санкция к ребенку. Возможно ему или ей нравиться желтый - это может изменить их мышление и поведение, сильно расстроить.

В-третьих, совместные игры мальчиков и девочек нужно поощрять. В дальнейшие, они будут взаимодействовать на работе, в школе, в течении всей жизни. Возможно, следует отдать ребенка в секцию или кружок?

В-четвертых, разговаривайте с ребенком. Ничто не сформируется просто так. Объясните биологическую разницу полов, что есть генетические нарушения - люди-инклюзия; основы гигиены; что есть люди, которые могут принести зло (имею ввиду педофилов). Это и есть самое настоящее сексуальное воспитание!

В-пятых, секс-просвет - это, конечно, очень классно. Но покажите, ребенку, что есть социальные роли и что они могу выбрать тот путь, который они хотят. Не нужно говорить, что женщина - кухарка, мужчина - строитель. Расскажите ребенку о женщинах- исследователях, о мужчинах педагогах. Разнообразьте его кругозор. Расскажите не только о хороших ролях, но и о плохих - гендерные стереотипы пока никто не отменял.

Так как моя работа связана со сферой образования, то часто приходиться читать невероятные творения воспитателей и преподавателей, в том числе и по теме гендера. Если честно, такую тупость в последний раз я видела только в моей первой курсовой. Не верите - загуглите и почитайте, двух работ вполне будет достаточно.