Найти тему
МАТЕРЛАЙФ

РЕЗОНАНС: в продолжение по "делу врачей"

Фото: Clay Banks на https://unsplash.com/
Фото: Clay Banks на https://unsplash.com/

Публикация авторского материала президента Национальной ассоциации медицинских организаций Евгения Рабцуна вновь приковала внимание общественности к резонансному «делу врачей». Напомним, что уголовное преследование Элины Сушкевич и Елены Белой длится уже второй год. На днях их вновь арестовали.

Вчера Национальная медицинская палата (НМП) призвала на период пандемии установить мораторий на судебное преследование медицинских работников по делам, связанным с оказанием медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. А Российское Общество Хирургов (РОХ) пошло еще дальше и внесло в Резолюцию XIII съезда хирургов России специальные пункты по «декриминализации врачебной деятельности» в стране. Во-первых, «для повышения качества экспертизы рассматриваемых дел» создать при Следственном комитете экспертно-координационный совет из представителей врачебного сообщества. И, во-вторых, обратиться в Конституционный Суд и Госдуму с предложением прекратить применение «статьи 238 УК РФ в отношении медработников и организаторов здравоохранения».

Необходимо отметить, что это далеко не первая попытка общественности обратить внимание законодателей на проблему и внести изменения в статьи УК, априори подразумевающих злой умысел врачей при расследовании «медицинских дел». Три года назад НМП уже просила Следственный комитет России ограничиться использованием статьи 124.1 УК «неоказание помощи», полностью исключив немедицинские по своей сути статьи 109 («причинение смерти по неосторожности»), 118 («причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности») и 238 («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья»).

Что из этого вышло, хорошо видно по делу Сушкевич и Белой. Но, как верно заметили в Национальной медицинской палате – «молчание равноценно преступлению». Вот что говорится в распространенном вчера пресс-релизе этой авторитетной общественной организации:

«Крупнейшее медицинское сообщество России заявило, что некоторые правозащитные адвокатские организации, ради собственного обогащения, начали активно формировать спрос на свои услуги, побуждая пациентов подавать в суд на медицинские организации для компенсации морального вреда.

По мнению представителей медицинского сообщества, в период пандемии, когда медицинские работники трудятся в тяжелейших условиях, а всей системе здравоохранения брошен серьезный вызов, некоторые международные правозащитные организации пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией и призывают граждан обращаться в суд с жалобами на медицинские организации с целью компенсации морального вреда. Как заявили в «Национальной Медицинской Палате», в этом чётко ощущаются черты явления, которое носит название «потребительский экстремизм». По мнению Национальной медицинской палаты, формирование коммерческого спроса на адвокатов, оказывающих содействие в составлении исков против медицинских организаций, может серьезно дестабилизировать ситуацию, а сами призывы к пациентам обращаться в суд – это преступление против общества и врачей.

«Несмотря на то, что сегодня судебных дел, связанных с лечением COVID-19, пока крайне незначительно, воспользоваться ситуацией, когда в дома к людям приходит беда, некоторые юридические компании призывают граждан обращаться с исками к медицинским организациям с целью получить компенсацию морального вреда. Адвокаты готовы формировать миллионные иски к медицинским учреждениям. И в этих исках лидирующую роль играет именно бизнес-составляющая.

Работа врачей в период эпидемии сравнима с работой в военное время или во время любой другой чрезвычайной ситуации. Нельзя зарабатывать на недостатках организации работы врачей. Лечение ковидных больных – это военная ситуация. Сейчас уже подготовлены двенадцатые временные рекомендации Минздрава по лечению инфекции. Значит, всех, кто лечил по первой, второй, третей рекомендациям – лечили неправильно? Что, нужно всех сажать в тюрьму? На каждую медицинскую организацию подавать иск?

Мы не осуждаем людей, которые решили обращаться в суды, считая, что действия врачей повлекли неблагоприятные последствия для их здоровья или здоровья их близких. Это их право и выбор. Мы не оспариваем и то, что медицинские организации должны нести ответственность за некачественное лечение пациентов. Но считаем преступлением против общества призывы правозащитных организаций намеренно засуживать медицинские организации в ситуации, когда медицинские работники прилагают все усилия для борьбы с коронавирусной инфекцией, спасая ежедневно тысячи жизней.

Мы считаем, что в сегодняшней ситуации необходимо приостановить судебное преследование медицинских работников по всем вопросам, связанным с лечением коронавирусной инфекцией, что, безусловно, пойдет на пользу всему обществу и не будет препятствовать врачам выполнять их основную обязанность – лечить людей.

И врачам, и пациентам сейчас одинаково непросто. Но судебные иски не способны решить те организационные проблемы, которые сейчас имеют место, но при этом могут дестабилизировать и без того тяжелую работу медицинских организаций и вызвать препятствия в оказании медицинской помощи, нуждающимся в ней людям, включая увольнение специалистов.

«Национальная Медицинская Палата» обращает внимание на то, что в системе ОМС существует контроль качества медицинской помощи, оказываемой пациентам с коронавирусной инфекцией - с августа 2021 г. проверяются все случаи летального исхода, и не только для того, чтобы наказать медицинскую организации, сколько для того, чтобы предотвратить такие случаи в будущем.

Врачебное сообщество готово совместно с органами власти решать существующие проблемы в оказании медицинской помощи. «Национальная Медицинская Палата» выступает за объективную оценку профессиональной деятельности врачей. Но судебное разбирательство – это совсем крайняя мера.

В системе ОМС существуют механизмы досудебного решения конфликтов с медицинскими организациями. Кроме того, если мы посмотрим на опыт развитых стран, то большинство спорных конфликтов решается вне залов суда. Комиссии по врачебным ошибкам разбирают конфликтные ситуации и выносят решения, которые позволяют урегулировать ситуации, не прибегая к длительному и дорогостоящему судебному рассмотрению. Как показывает статистика, если в редких случаях, дело все же доходит до суда, то расхождения между судебным решением и решением врачебной комиссии не превышает 1%. В нашей стране институт независимой экспертизы только начинает набирать силу, но мы готовы проводить комплексную экспертизу с привлечением ведущих специалистов для подготовки независимого заключения», говорится в заявлении Национальной Медицинской Палаты», говорится в заявлении Палаты.

Поводом для подготовки заявления стали сообщения в СМИ, в которых юристы правозащитной организации «Зона права», активно сотрудничающей с международной правозащитной организации «Агора», анонсировали прием обращений от родственников пациентов, умерших из-за неоказания медицинской помощи во время пандемии COVID-19, а также пострадавших в результате действий или бездействия врачей, для подготовки процессуальных документов в суды и правоохранительные органы».

Наша редакция продолжает внимательно следить за ходом развернутой в обществе дискуссии. Ждем ваших мнений и комментариев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЦИТАТА ДНЯ: "сколько врачей должно сидеть в тюрьме?"

ПОДПИШИСЬ НА НАШ ЯНДЕКС ДЗЕН

© MATEРЛАЙФ | Первый региональный экспертно-медицинский портал| Для людей и частных клиник. Читайте самые актуальные новости медицины! www.materlife.ru