Найти в Дзене
Должно увлечь

Эффект ореола: что это такое и как с ним справиться?

Оглавление

Эффект ореола - это предвзятость решения, которая может затуманивать суждения людей.

Эффект ореола описывает любопытное явление, при котором то, как мы воспринимаем одну черту характера человека, влияет на все последующие суждения о других, даже не связанных между собой чертах характера того же человека. Таким образом, наше первое впечатление о незнакомце часто оказывает вторичное влияние на все будущие оценки его личности и навыков.

Рассмотрим следующий пример: Эмира обменивалась электронными письмами с Джоди, новым коллегой из другого офиса. Первое, что замечает Эмира, открывая сообщения Джоди, - это ее прекрасное использование грамматики и пунктуации. Эмира очень впечатлена языковыми навыками Джоди и предполагает, что она очень внимательна к деталям. Хотя эта оценка вполне может быть точной, в конечном итоге она влияет на ее общую оценку работы Джоди. Например, несмотря на то, что некоторые идеи Джоди неосуществимы, Эмира склонна соглашаться со всеми ее предложениями. Эффект побочного эффекта даже влияет на суждение Эмиры о личности Джоди. Она никогда не встречалась с Джоди лично, но считает ее дружелюбной и надежной, и поэтому приглашает Джоди на свой день рождения.

Эффект ореола - это устоявшееся когнитивное предубеждение, которое было впервые обнаружено в начале 20 века, когда психолог Эдвард Торндайк провел опрос промышленных рабочих. Торндайк попросил работодателей оценивать своих сотрудников по разным параметрам, включая физические качества, интеллект, лидерские качества, навыки, личные качества и общая ценность обслуживания. При анализе данных Торндайк обнаружил удивительные закономерности: люди, получившие высокую оценку по одной характеристике, обычно также получали более высокие баллы по другим характеристикам анкеты. Например, работник, которого считали красивым, также считался умным. Означает ли это, что более красивые люди в целом умнее? Вряд ли! Как и в приведенном выше примере, эффект перетекания одной характеристики в другую является гораздо более правдоподобным объяснением.

Интересно, что эффект ореола может работать в разных направлениях: в то время как положительное первое впечатление помогает улучшить будущие оценки человека, негативное первое впечатление часто столь же широко распространено. В своей книге "Думая, быстро и медленно" Даниэль Канеман обсуждает негативный эффект ореола (иногда также называемый «эффектом Рога») в контексте личности Адольфа Гитлера. Он пишет: Заявление «Гитлер любил собак и маленьких детей» шокирует, сколько бы раз вы его не слышали, потому что любой след доброты в столь злом человеке нарушает ожидания, порожденные эффектом ореола.

Влияет ли эффект Halo на вашу жизнь?

Эффект ореола - это мысленный ярлык, помогающий людям быстрее принимать решения. Это также помогает повысить последовательность наших оценок и упростить повествование. Люди склонны избегать состояние внутренней непоследовательности : легче создать мысленный образ человека, который полностью положителен, чем тщательно выстроить нюансированную картину, которая включает как хорошие, так и плохие аспекты, в зависимости от контекста.

Эффект ореола особенно проблематичен в контексте принятия решений, когда первоначальные суждения могут иметь непропорционально большое влияние на более поздние результаты. Примеры включают прием на работу и романтические встречи с противоположным полом :

  • Набор на работу: Алекс находится на панели собеседования с новым коллегой. Когда входит второй кандидат, признание поражает его, как вспышку. Этот парень регулярно посещает занятия по йоге Алекса, и, черт возьми, он профессионал! Алекса полностью захватили его сила и гибкость. Во время практики он иногда просто наблюдает за ним в поисках вдохновения. Интервью еще даже не началось, но Алекс принял решение. Учитывая его выдающиеся навыки йоги, этот кандидат обязательно должен обладать и другими положительными качествами. Он обязательно получит голос Алекса.
  • Свидания: наслаждаясь напитками после работы в местном пабе, Майя встречается с красивым незнакомцем. Ее сердце, кажется, екнуло. Его темные кудри и сильные черты лица одновременно сигнализируют о мужественности, теплоте, амбициях и доброте. Майя поражена и, кажется, не замечает расистских шуток незнакомца и напористых танцевальных движений. Его привдекательность излучается, как ореол, и в конце ночи она отправляется с ним домой.

Как победить эффект ореола?

Эффект ореола часто имеет опасные последствия. Это может затуманивать суждения людей и заставлять их принимать несправедливые или неуместные решения. Как показано в приведенных выше примерах, результаты могут включать неправильный выбор персонала или неизбежное горе.

К счастью, есть простая стратегия борьбы с эффектом ореола и тренировка, чтобы не судить о книге по обложке. Предубеждения имеют наибольшее влияние, когда мы позволяем автоматическому, интуитивному и эмоциональному мышлению влиять на наши суждения. Поэтому, чтобы уменьшить влияние когнитивных искажений, мы должны замедлить процесс и контролировать субъективные чувства. Может помочь следующий трехэтапный процесс:

  1. Имейте в виду : осведомленность - это первый шаг к преодолению ошибок в суждениях. Помнить о потенциально вредных последствиях первого впечатления полезно при знакомстве с новыми людьми. Это может включать в себя выявление предубеждений при составлении короткого списка кандидатов на работу или напоминание о прошлых ошибках суждения при вступлении в новые отношения.
  2. Притормозите: второй шаг - сознательно замедлить свои суждения и любые последующие решения. Никогда не принимайте решение о приеме на работу сразу после собеседования. Вместо этого вы можете продлить процесс принятия решения, назначив еще одно заседание группы на следующий день. В контексте романтических свиданий, как правило, полезно не торопиться с тем, чтобы познакомиться с другим человеком. Например, вы можете пойти на несколько свиданий, прежде чем перейти на следующий уровень.
  3. Будьте систематичны: наконец, постарайтесь задействовать свои аналитические способности рассуждений, применяя систематический подход. Звучит сложнее, чем есть на самом деле. В контексте собеседования вы можете подготовить список основных критериев и заставить себя внимательно рассмотреть каждый из них, прежде чем делать выбор. Точно так же, выбирая нового романтического партнера, вы можете следовать мысленному списку ключевых «обязательных» или абсолютных «нет-нет». Если вы думаете, что расистский партнер создаст проблемы в долгосрочных отношениях, любые расистские шутки должны вызывать тревогу, даже если они выглядят как профессиональные модели!

Эффект ореола может омрачить ваше суждение о других. В то же время от этого может зависеть, как вас воспринимают другие люди. Хотели бы вы, чтобы незнакомцы судили о вас по ошибочной стрижке? Или плохо сформулированное первое электронное письмо? Похоже, что все мы могли бы включить приведенные выше предложения, чтобы снизить предвзятость наших суждений.