Найти тему

Чем ты встречаешь то, что полюбил? Виктор Пелевин о любви

Повесть «Затворник и Шестипалый» - одно из лучших произведений Виктора Пелевина. Это красивейшая притча. О нас, нашем обществе и духовном поиске.

Хотя, читая повесть, ты, может, не сразу это увидишь. Какой духовный поиск? Ведь это история про двух цыплят на куриной фабрике. Очень даже забавная. Но вскоре становится ясно – не все так просто, ведь это Пелевин!

В этой повести каждый диалог наполнен глубочайшим смыслом!

Это история учителя и его ученика. Затворник – духовный учитель, который нащупал что-то иное в мире, который он знает. Который выбрал путь, отличный от пути своих соплеменников. И наивный Шестипалый, изгнанный из сообщества.

В этой повести можно отыскать великое множество иносказаний и намеков. Но некоторые моменты показались мне особенно красивыми, они действительно затрагивают в душе читателя какие-то высокие ноты.

Совершенно волшебный эпизод с крыльями. Затворник все время делал упражнения, «качал руки» гайками. Он не знал о том, что это крылья. Он их просто качал.
Но когда пришел последний момент, его сильные крылья сами сделали то, что предназначено им природой. Он полетел, даже не зная, что такое полет.

Это намек на некий «духовный орган», который есть в каждом из нас. Которым мы разучились пользоваться. Но он есть и в нужный момент он включится, когда нам нужно будет спастись. Нам просто надо понять, как его «накачать гайками»)))

Но особенно глубоким и красивым получился диалог о любви. Он так хорош, что я приведу его здесь полностью, чтобы вы тоже могли им насладиться.

– Слушай, Затворник, ты все знаешь – что такое любовь?

– Интересно, где ты услыхал это слово? – спросил Затворник.

– Да когда меня выгоняли из социума, кто-то спросил, люблю ли я что положено. Я сказал, что не знаю.

– Понятно. Знаешь, я тебе вряд ли объясню. Это можно только на примере. Вот представь себе, что ты упал в бочку с водой и тонешь. Представил?

– Угу.

– А теперь представь, что ты на секунду высунул голову, увидел свет, глотнул воздуха и что-то коснулось твоих рук. И ты за это схватился и держишься. Так вот, если считать, что всю жизнь тонешь (а так это и есть), то любовь – это то, что помогает тебе удерживать голову над водой.

– Это ты про любовь к тому, что положено любить?

– Не важно. Хотя, в общем, то, что положено, можно любить и под водой. Что угодно. Какая разница, за что хвататься, – лишь бы это выдержало. Хуже всего, если это кто-то другой, – он, видишь ли, всегда может отдернуть руку. А если сказать коротко, любовь – это то, из-за чего каждый находится там, где он находится. Исключая, пожалуй, мертвых... Хотя...

– По-моему, я никогда ничего не любил, – перебил Шестипалый.

– Нет, с тобой это тоже случалось. Помнишь, как ты проревел полдня, думая о том, кто помахал тебе в ответ, когда нас сбрасывали со стены? Вот это и была любовь. Ты ведь не знаешь, почему он это сделал. Может, он считал, что издевается над тобой куда тоньше других. Мне лично кажется, что так оно и было. Так что ты вел себя очень глупо, но совершенно правильно. Любовь придает смысл тому, что мы делаем, хотя на самом деле его нет.

– Так что, любовь нас обманывает? Это что-то вроде сна?

– Нет. Любовь – это что-то вроде любви, а сон – это сон. Все, что ты делаешь, ты делаешь только из-за любви. Иначе ты просто сидел бы на земле и выл от ужаса. Или отвращения.

– Но ведь многие делают то, что делают, совсем не из-за любви.

– Брось. Они ничего не делают.

– А ты что-нибудь любишь, Затворник?

– Люблю.

– А что?

– Не знаю. Что-то такое, что иногда приходит ко мне. Иногда это какая-нибудь мысль, иногда гайки, иногда ветер. Главное, что я всегда узнаю это, как бы оно ни наряжалось, и встречаю его тем лучшим, что во мне есть.

– Чем?

– Тем, что становлюсь спокоен.

– А все остальное время ты беспокоишься?

– Нет. Я всегда спокоен. Просто это лучшее, что во мне есть, и когда то, что я люблю, приходит ко мне, я встречаю его своим спокойствием.

– А как ты думаешь, что лучшее во мне?

– В тебе? Пожалуй, это когда ты молчишь где-нибудь в углу и тебя не видно.

– Правда?

– Не знаю. Если серьезно, ты можешь узнать, что лучшее в тебе, по тому, чем ты встречаешь то, что полюбил. Что ты чувствовал, думая о том, кто помахал тебе рукой?

– Печаль.

– Ну вот, значит, лучшее в тебе – твоя печаль, и ты всегда будешь встречать ею то, что любишь.

А чем вы встречаете то, что любите?