Найти тему
Игорь Орлов

Философ Владимир Соловьев о цельном знании

Оглавление

Цельное знание, цельный разум, целостная истина – это то, что волновало, что искал и что пытался понять гениальный русский философ Владимир Соловьев. Все это вкладывалось в его философскую концепцию всеединства, которую он развивал.

Великий русский философ Владимир Соловьев (1853-1900) (Фото из Яндекс Картинки)
Великий русский философ Владимир Соловьев (1853-1900) (Фото из Яндекс Картинки)
Владимир Сергеевич Соловьев (фото из Яндекс Картинки)
Владимир Сергеевич Соловьев (фото из Яндекс Картинки)

Его труды – «Критика отвлеченных начал», «Философские начала цельного знания», «Лекции о Богочеловечестве» (очень популярные, которые он читал в Петербурге, их посещали Достоевский, Лев Толстой, многие представители знати и интеллигенции того времени) , «Оправдание добра» - пронизаны этой идеей.

Заимствует идею всеединства Владимир Соловьев от славянофилов, чьими работами он увлекся с ранней юности. Но Соловьев, в чем его гений и трагедия, - космичен. И неправильно отнести его к какому-то одному течению философской мысли. Он соединял воедино, казалось бы несоединимые вещи. Мыслил вселенски.

Владимира Соловьева немало критиковали, находя нераскрытые и противоречивые моменты в его взглядах. Схожее можно обнаружить у немецкого философа и математика Готфрида Вильгельма Лейбница, вселенский гениальный ум которого брался за многие области знания и быстро схватывал корневую суть их. Но, увы, интереса доводить до завершения и работать с деталями ему не хватало. Он терял интерес и энергетику. Увлечение Лейбница славянством и интерес к России, привело к забытию его в родной Германии.

Готфрид Вильгельм Лейбниц, великий математик, физик, философ, друг Петра 1, идейный вдохновитель создания Академии наук в России (1646-1716)
Готфрид Вильгельм Лейбниц, великий математик, физик, философ, друг Петра 1, идейный вдохновитель создания Академии наук в России (1646-1716)

Соловьев, как и Лейбниц, увлекался, загорался быстро и сильно. Он следовал своей мистической интуиции. Он мог, поехав в Лондон, получить мистическое озарение, бросить все и поехать в Египет, Каир, чтобы расследовать некую открывшуюся ему Тайну. Добро или зло было в этом мистическом откровении – трудно сказать. Но Соловьев неосознанно и всем существом своим подчинялся и был влеком им.

Лондон, 19 век (фото из Яндекс Картинки)
Лондон, 19 век (фото из Яндекс Картинки)
Каир, Египет, 19 век (фото из Яндекс Картинки)
Каир, Египет, 19 век (фото из Яндекс Картинки)

Чего (в отличии от Соловьева и Лейбница) не сказать о другом великом гении – английском философе, физике, математике, сэре Исааке Ньютоне, который схватив идею из Космоса Бога, мог педантично и скрупулезно довести ее до конца, с высоким качеством практики и доказательства. И не брался за необъятное. Не изменял своей родной Англии и был высоко почитаем в ней. Возможно, объяснение просто: логика над мистикой (как у Ньютона) или наоборот (как у Соловьева).

Сэр Исаак Ньютон, физик, математик, философ, астроном, Председатель Лондонского королевского общества (Академии наук Англии), директор Королевского монетного двора (1642-1727) (Фото из Яндекс Картинки)
Сэр Исаак Ньютон, физик, математик, философ, астроном, Председатель Лондонского королевского общества (Академии наук Англии), директор Королевского монетного двора (1642-1727) (Фото из Яндекс Картинки)

Из идеи всеединства, берет начало системная философия Владимира Соловьева, самое главное его достижение в жизни.

Немного о самом предмете, о котором говорил Соловьев – о цельном знании.

Что такое цельное знание?

Поясню этот предмет простым примером из сегодняшней жизни.

Антиподом цельному знанию являются разрозненные знания – это то, чему сейчас учат в школах и институтах России, а потом проверяют «научение» посредством ОГЭ , ЕГЭ и прочих форм формальной отчетности о знаниях. Человек, как интеллектуальный биоробот, ходячая гугл система, может ответить кратко на вопрос, но он не видит предмета в целом. Знания его разрозненны, поверхностны, весьма прикладные и приземленные.

Врач, обладающий узкоспециализированным знанием – смотрит только через призму симптоматики в своей области, подгоняя все под нее. Шаг влево – шаг вправо – вызывает в нем ужас. Он лечит не человека, а симптомы.

Владимир Соловьев называет такие знания не знаниями, а отвлеченными началами.

"Под отвлеченными началами я разумею те частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и, вступая в противоречие и борьбу друг с другом, повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится» (В.С. Соловьев «Критика отвлеченных начал»)

Владимир Соловьев блестяще защищает в Петербурге диссертацию «Критика отвлеченных начал». Соловьев не просто говорит об этих началах. Он говорит большее: такие разрозненные знания, локальные, которые не видят целостную картину мира, реальности – вредны. Обособляясь от цельного знания (истины от Бога), они уводят человека в умствования или прикладные действия, заменяя видение предмета и реальности, описанием отдельных качеств, свойств, симптомов и манипуляциями. Лес потерян, идет изучение отдельных его деревьев. И чем дальше в лес, тем больше теряется он сам, внимание приковано только к обособленным деревьям.

Человек разучается «видеть умом», «видеть цельно» - то качество разума, которое дано ему от Бога.

Что же понимает Соловьев под цельным знанием:

«Цельное знание должно отвечать всем потребностям человеческого духа, должно удовлетворять в своей сфере всем высшим стремлениям человека. Отделить теоретический или познавательный элемент от элемента нравственного или практического и от элемента художественного или эстетического можно было бы только в тех случаях, если бы дух человеческий разделялся на несколько самостоятельных существ, из которых одно было бы только волей, другое — только разумом, третье — только чувством. Но так как этого нет и быть не может» ". (там же).

Соловьев говорит, что только знание цельной истины дает смысл и отдельным наукам, окончательно определяет их цель и границы. Наука, считает он, не может быть обособленна, быть сама по себе. Она либо служит Богу, либо мамоне. В первом случае, она открывает полезное людям знание и помогает полезной практике людей и развитию человечества. Во втором, оно работает против людей (оружия, технологии уничтожения людей, технологии фальсификации для политических целей – все это тоже дело рук науки).

Соловьев ищет единства наук, философии, религии и практики.

В «Лекциях о Богочеловечестве» он, размышляя о действии Бога в истории человечества (крупная мощная тема) показывает (сопоставляя различные взгляды на отношения человеческого и Божьего), что синтез этот дан в Самой Божественной Личности Христа. Что это и есть тот образец цельности человека, который потенциально заложен от Бога в человеке, и который должен раскрывать в себе человек. Схожие во многом мысли можно обнаружить, если почитать внимательно христологические труды другого гения – преподобного Максима Исповедника.

Преподобный Максим Исповедник, создатель христологического богословия, борец с ересью монофелитов (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Максим Исповедник, создатель христологического богословия, борец с ересью монофелитов (фото из Яндекс Картинки)

Во всех крупных людях человечества обнаруживается этот феномен: цельности. Крупные и великие люди не мыслят узко и мелочно. Им открывается цельная картина на то, что они делают и создают для людей.

Например, отечественный академик Иван Петрович Павлов видел человека, не как набор рефлексов (хотя занимался исследованием в этой области). Он видел человека и развитие прогресса человечества и старался его приближать. И уже через призму этой картины, шел к локальному и точному исследованию рефлексов головного мозга и деятельности центральной нервной системы.

Иван Петрович Павлов, академик, нобелевский лауреат (1904) в области физиологии или медицины (фото из Яндекс Картинки)
Иван Петрович Павлов, академик, нобелевский лауреат (1904) в области физиологии или медицины (фото из Яндекс Картинки)

Успех лечения больных святителем и хирургом Лукой Крымским (в миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) в основе имел не лечение отдельной симптоматики, а исцеление всего человека, возвращения ему утраченной цельности, единства с собой, миром и Богом.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) (фото из Яндекс Картинки)

И много других примеров.

Владимир Соловьев видит проявление цельного знания на трех уровнях:

  • Единство науки, философии и теологии.
  • Единство крупных чувств - художества (как выражение высших эстетических чувств) и мистики, мистических чувств и переживаний.
  • Единство материального и духовного. Материя неотрывна от духа. Дух воплощаем в ней.

Что ценно в Соловьеве и его взгляде на цельное знание и всеединство.

Он не был философствующим теоретиком. Он переживал сам этот опыт и это единство (или его потерю временами) в себе. При этом мистичность могла уводить его в сферу некоторых утопических представлений. Он доверял беззаветно мистике, не проверяя ее находок логически (от чего оберегают как святые отцы, говоря об осторожности с откровениями и не принятии их сразу же за истину; так и ученые, говоря о необходимости проверки интуиций и озарений на практике)

Но Соловьев (и в этом его мужество, честность и действенность) сам проживал и переживал этот опыт, о котором затем рассуждал в философском ключе.

В мистическом плане – это был опыт видения Владимиром Соловьевым Софии, души мира. Кроме того, он увлекался спиритизмом и Кабаллой, изучал и их. Возможно, это изучение имело скорее негативный характер, чем приносило благо.

В религиозном опыте – он изучил религии мира, знал особенности каждой, сопоставлял (пантеизм). Это изучение рождало в нем глубокое понимание религиозного опыта и переживания: открытие Христа, Богочеловеческий опыт. В «Лекции о Богочеловечестве» он рассказывает о нем.

В сфере материальной, Соловьев в ранней юности испытал большое влияние материализма. Он отрекался от религиозных корней своей семьи (дед его по отцовской линии был священником, отец – благочестивым христианином) настолько, что выбрасывал из окна иконы. И настолько, что ради увлечения материализмом, он пошел учиться на физмат факультет в Московском университете. Но, ему была неинтересна прикладная физика и математика (он никогда не любил этих наук самих по себе), он перевелся на исторический факультет, занялся историософией, а затем и философией. И реализовался в жизни своей в том, в чем был одарен гением от Бога – в философии. Повлияв на очень многих своих современников.

В советское время Владимир Соловьев, которого считали идеалистом, то есть антиподом того материалистического подхода, который активно развивался в стране, был запрещен. С 1921 года, его работы не публиковали в ней. Но на западе было опубликовано полное собрание его сочинений. Его читали с большим интересом.

Владимир Сергеевич Соловьев, гениальный русский философ, богослов, мистик, поэт, публицист (фото из Яндекс Картинки)
Владимир Сергеевич Соловьев, гениальный русский философ, богослов, мистик, поэт, публицист (фото из Яндекс Картинки)

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.