Цельное знание, цельный разум, целостная истина – это то, что волновало, что искал и что пытался понять гениальный русский философ Владимир Соловьев. Все это вкладывалось в его философскую концепцию всеединства, которую он развивал.
Его труды – «Критика отвлеченных начал», «Философские начала цельного знания», «Лекции о Богочеловечестве» (очень популярные, которые он читал в Петербурге, их посещали Достоевский, Лев Толстой, многие представители знати и интеллигенции того времени) , «Оправдание добра» - пронизаны этой идеей.
Заимствует идею всеединства Владимир Соловьев от славянофилов, чьими работами он увлекся с ранней юности. Но Соловьев, в чем его гений и трагедия, - космичен. И неправильно отнести его к какому-то одному течению философской мысли. Он соединял воедино, казалось бы несоединимые вещи. Мыслил вселенски.
Владимира Соловьева немало критиковали, находя нераскрытые и противоречивые моменты в его взглядах. Схожее можно обнаружить у немецкого философа и математика Готфрида Вильгельма Лейбница, вселенский гениальный ум которого брался за многие области знания и быстро схватывал корневую суть их. Но, увы, интереса доводить до завершения и работать с деталями ему не хватало. Он терял интерес и энергетику. Увлечение Лейбница славянством и интерес к России, привело к забытию его в родной Германии.
Соловьев, как и Лейбниц, увлекался, загорался быстро и сильно. Он следовал своей мистической интуиции. Он мог, поехав в Лондон, получить мистическое озарение, бросить все и поехать в Египет, Каир, чтобы расследовать некую открывшуюся ему Тайну. Добро или зло было в этом мистическом откровении – трудно сказать. Но Соловьев неосознанно и всем существом своим подчинялся и был влеком им.
Чего (в отличии от Соловьева и Лейбница) не сказать о другом великом гении – английском философе, физике, математике, сэре Исааке Ньютоне, который схватив идею из Космоса Бога, мог педантично и скрупулезно довести ее до конца, с высоким качеством практики и доказательства. И не брался за необъятное. Не изменял своей родной Англии и был высоко почитаем в ней. Возможно, объяснение просто: логика над мистикой (как у Ньютона) или наоборот (как у Соловьева).
Из идеи всеединства, берет начало системная философия Владимира Соловьева, самое главное его достижение в жизни.
Немного о самом предмете, о котором говорил Соловьев – о цельном знании.
Что такое цельное знание?
Поясню этот предмет простым примером из сегодняшней жизни.
Антиподом цельному знанию являются разрозненные знания – это то, чему сейчас учат в школах и институтах России, а потом проверяют «научение» посредством ОГЭ , ЕГЭ и прочих форм формальной отчетности о знаниях. Человек, как интеллектуальный биоробот, ходячая гугл система, может ответить кратко на вопрос, но он не видит предмета в целом. Знания его разрозненны, поверхностны, весьма прикладные и приземленные.
Врач, обладающий узкоспециализированным знанием – смотрит только через призму симптоматики в своей области, подгоняя все под нее. Шаг влево – шаг вправо – вызывает в нем ужас. Он лечит не человека, а симптомы.
Владимир Соловьев называет такие знания не знаниями, а отвлеченными началами.
"Под отвлеченными началами я разумею те частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и, вступая в противоречие и борьбу друг с другом, повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится» (В.С. Соловьев «Критика отвлеченных начал»)
Владимир Соловьев блестяще защищает в Петербурге диссертацию «Критика отвлеченных начал». Соловьев не просто говорит об этих началах. Он говорит большее: такие разрозненные знания, локальные, которые не видят целостную картину мира, реальности – вредны. Обособляясь от цельного знания (истины от Бога), они уводят человека в умствования или прикладные действия, заменяя видение предмета и реальности, описанием отдельных качеств, свойств, симптомов и манипуляциями. Лес потерян, идет изучение отдельных его деревьев. И чем дальше в лес, тем больше теряется он сам, внимание приковано только к обособленным деревьям.
Человек разучается «видеть умом», «видеть цельно» - то качество разума, которое дано ему от Бога.
Что же понимает Соловьев под цельным знанием:
«Цельное знание должно отвечать всем потребностям человеческого духа, должно удовлетворять в своей сфере всем высшим стремлениям человека. Отделить теоретический или познавательный элемент от элемента нравственного или практического и от элемента художественного или эстетического можно было бы только в тех случаях, если бы дух человеческий разделялся на несколько самостоятельных существ, из которых одно было бы только волей, другое — только разумом, третье — только чувством. Но так как этого нет и быть не может» ". (там же).
Соловьев говорит, что только знание цельной истины дает смысл и отдельным наукам, окончательно определяет их цель и границы. Наука, считает он, не может быть обособленна, быть сама по себе. Она либо служит Богу, либо мамоне. В первом случае, она открывает полезное людям знание и помогает полезной практике людей и развитию человечества. Во втором, оно работает против людей (оружия, технологии уничтожения людей, технологии фальсификации для политических целей – все это тоже дело рук науки).
Соловьев ищет единства наук, философии, религии и практики.
В «Лекциях о Богочеловечестве» он, размышляя о действии Бога в истории человечества (крупная мощная тема) показывает (сопоставляя различные взгляды на отношения человеческого и Божьего), что синтез этот дан в Самой Божественной Личности Христа. Что это и есть тот образец цельности человека, который потенциально заложен от Бога в человеке, и который должен раскрывать в себе человек. Схожие во многом мысли можно обнаружить, если почитать внимательно христологические труды другого гения – преподобного Максима Исповедника.
Во всех крупных людях человечества обнаруживается этот феномен: цельности. Крупные и великие люди не мыслят узко и мелочно. Им открывается цельная картина на то, что они делают и создают для людей.
Например, отечественный академик Иван Петрович Павлов видел человека, не как набор рефлексов (хотя занимался исследованием в этой области). Он видел человека и развитие прогресса человечества и старался его приближать. И уже через призму этой картины, шел к локальному и точному исследованию рефлексов головного мозга и деятельности центральной нервной системы.
Успех лечения больных святителем и хирургом Лукой Крымским (в миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) в основе имел не лечение отдельной симптоматики, а исцеление всего человека, возвращения ему утраченной цельности, единства с собой, миром и Богом.
И много других примеров.
Владимир Соловьев видит проявление цельного знания на трех уровнях:
- Единство науки, философии и теологии.
- Единство крупных чувств - художества (как выражение высших эстетических чувств) и мистики, мистических чувств и переживаний.
- Единство материального и духовного. Материя неотрывна от духа. Дух воплощаем в ней.
Что ценно в Соловьеве и его взгляде на цельное знание и всеединство.
Он не был философствующим теоретиком. Он переживал сам этот опыт и это единство (или его потерю временами) в себе. При этом мистичность могла уводить его в сферу некоторых утопических представлений. Он доверял беззаветно мистике, не проверяя ее находок логически (от чего оберегают как святые отцы, говоря об осторожности с откровениями и не принятии их сразу же за истину; так и ученые, говоря о необходимости проверки интуиций и озарений на практике)
Но Соловьев (и в этом его мужество, честность и действенность) сам проживал и переживал этот опыт, о котором затем рассуждал в философском ключе.
В мистическом плане – это был опыт видения Владимиром Соловьевым Софии, души мира. Кроме того, он увлекался спиритизмом и Кабаллой, изучал и их. Возможно, это изучение имело скорее негативный характер, чем приносило благо.
В религиозном опыте – он изучил религии мира, знал особенности каждой, сопоставлял (пантеизм). Это изучение рождало в нем глубокое понимание религиозного опыта и переживания: открытие Христа, Богочеловеческий опыт. В «Лекции о Богочеловечестве» он рассказывает о нем.
В сфере материальной, Соловьев в ранней юности испытал большое влияние материализма. Он отрекался от религиозных корней своей семьи (дед его по отцовской линии был священником, отец – благочестивым христианином) настолько, что выбрасывал из окна иконы. И настолько, что ради увлечения материализмом, он пошел учиться на физмат факультет в Московском университете. Но, ему была неинтересна прикладная физика и математика (он никогда не любил этих наук самих по себе), он перевелся на исторический факультет, занялся историософией, а затем и философией. И реализовался в жизни своей в том, в чем был одарен гением от Бога – в философии. Повлияв на очень многих своих современников.
В советское время Владимир Соловьев, которого считали идеалистом, то есть антиподом того материалистического подхода, который активно развивался в стране, был запрещен. С 1921 года, его работы не публиковали в ней. Но на западе было опубликовано полное собрание его сочинений. Его читали с большим интересом.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.