На прилегающих к государственной границе территориях установлен особый режим. Нередко такая зона имеет ширину в десятки километров, в нее попадают крупные населенные пункты, магистрали и целые побережья. Находиться в ней или осуществлять практическую деятельность чаще всего можно только по специальным разрешениям спецслужб.
11.10.2021. АПИ — Случайно оказаться в пограничной зоне может посетитель Олимпийского парка в Сочи, отправляющийся в открытые российские города турист или желающий искупаться в Каспийском море. Любое нарушение режима грозит административным штрафом, а обнаруженный в зоне иностранец может быть выслан из страны. Тогда как понять, где начинается особая территория, практически невозможно.
Мнения экспертов приводятся в конце материала
_____________________________________________________________________________________
Контрольная полоса
Пределы пограничной зоны самостоятельно и практически произвольно определяются Федеральной службой безопасности (ФСБ), никаких лимитов по ее ширине не существует. «Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством, на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться», – отмечается в федеральном законе.
На практике режимная территория может составлять как десятки метров, так и сотни километров. Например, в Ленинградской области в такую зону включен город Сосновый Бор, расположенный в 75 километрах от границы с Эстонией. При этом большая часть близлежащей территории не является запретной: по автодороге рубеж проходит всего в 8 километрах от фарватера реки Нарва. Случайно или нет – она совпадает с границей между РСФСР и Эстонской союзной республикой, которая проходила до 1944 года.
Либеральные правила действуют в городе Советск Калининградской области (бывший прусский Тильзит) – в пограничную полосу включена местность шириной всего 500 метров вдоль берега реки Неман. Правда, по существу эта линия проходит прямо через центр города и делит, в частности, парк Победы на свободную и режимную территорию. Такая же полоса установлена и в городе Неман (бывший Рагнит).
В Сочи из пограничной зоны исключены фактически прилегающий к границе с Абхазией (отделенной части Грузии) Олимпийский парк (поселок Сириус). Однако отклонившийся даже на сто метров от прямого пути к спортивным объектам турист рискует быть уличенным в правонарушении. В режимную территорию входит и часть Красной поляны, в том числе южный склон горного курорта «Роза Хутор». Так, при посадке на канатную дорогу пограничники могут проверять у лыжников паспорта. «Клиенты обязаны следовать по маршрутам, промаркированным специальными цветными вешками, указателями направления движения, цветными метками на местности или деревьях», – отмечается в правилах посещения курорта. По отзывам самих туристов, скипас (билет на подъемник) чаще всего рассматривается и как разрешение кататься по режимному спуску.
В республиках Северного Кавказа ширина пограничной зоны может достигать 40 километров. В режимную территорию входит почти все побережье Каспийского моря в Калмыкии и Астраханском крае, а также часть дельты Волги. Для свободного посещения закрыты побережье Кольского полуостровов и арктических морей, причем приграничная полоса достигает в ширину 50 километров. В Забайкальском крае и Амурской области основной рубеж проходит вдоль Транссибирской магистрали, находящейся порой в 100 и более километрах от границы с Монголией и Китаем. Тогда как в Благовещенске можно законно и без всяких разрешений гулять по берегу Амура в десятках метров от Поднебесной.
При этом официальных карт пограничной зоны не существует. В нормативных документах она чаще всего обозначена координатами. Например, в Адлеровском районе Сочи линия проходит от точки с координатами 43 градусов 23 минут 42 секунд северной широты, 40 градусов 00 минут 37 секунд восточной долготы до точки с координатами ... и так далее. Согласно нормативным предписаниям, на въездах в пограничную зону должны устанавливаться предупреждающие знаки. В некоторых регионах на автомагистралях на рубеже режимной территории работают контрольно-пропускные пункты, проверяющие документы у водителей и пассажиров.
Муниципальный аусвайс
Согласно утвержденному ФСБ регламенту, пограничная зона делиться на две части – менее и более пяти километров от границы (условно ближняя и дальняя полоса). Для проезда в дальнюю часть любому гражданину достаточно иметь удостоверяющий личность документ (внутренний или заграничный паспорт и так далее).
Нахождение в ближней – пятикилометровой зоне вдоль границы ограничено. Свободно в нее могут проезжать имеющие в соответствующем населенном пункте регистрацию по месту жительства или пребывания (пограничники вправе проверить отметку в паспорте или свидетельство). Пропуском также являются туристическая путевка, командировочное удостоверение или приказ о направлении в командировку и другие подтверждающие цели визита бумаги (всего в открытом перечне почти три десятка видов документов). Временное пребывание разрешено владельцам расположенных на режимной территории земельных участков и жилой недвижимости, их близким и родственникам, а также работающим, проходящим практику или стажировку в пограничной зоне, членам их семьи. В случае заболевания родственника пропуском будет заверенная телеграмма, а после смерти – справка о захоронении, удостоверение на могилу или иной подтверждающий документ.
Причем такие «аусвайсы» действуют на территории всего муниципального образования, в которое направляется командированный, турист, гость или иной посетитель. Например, отправленные по делам службы в Выборг юридически могут пересечь Сайменский канал (рубеж режимной территории). «Граждане, пребывающие в пограничной зоне, обязаны иметь при себе документы, на основании которых они осуществили въезд (проход)», – отмечается в правилах ФСБ.
Особые пропуска требуются для нахождения в стометровой полосе вдоль границы. Исключение касается только прилегающих к ней территорий населенных пунктов (например – Благовещенска). Более того, в темное время суток нельзя подходить к берегу рек, озер и иных водных объектов, в пределах которых установлен пограничный режим (в том числе к Амуру, Неману, Нарве и другим). Также «запрещается разговаривать с лицами, находящимися на территории сопредельного государства, принимать от них или передавать им какие-либо вещи, предметы (грузы) или сигналы».
Прямым курсом
Отправляющиеся за рубеж или возвращающиеся в Россию автомобильным транспортом (в том числе автобусом) обязаны следовать к соответствующим пропускным пунктам по кратчайшему маршруту, а также иметь заграничный паспорт (наличие визы не является обязательным). При этом в пути допускаются вынужденные остановки (в случае неисправности транспортных средств), а также пользование объектами дорожного сервиса – остановками на автозаправочных станциях, кафе и для посещения других учреждений.
Специальное разрешение пограничной службы требуется для осуществления в пятикилометровой полосе любой хозяйственной и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий. Исключение касается собственников земельных участков и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов. Причем собственники, национальные меньшинства и получившие разрешения вправе трудиться, охотиться и отдыхать только в светлое время суток. Любая деятельность от заката солнца до его восхода допускается при получении отдельной бумаги на основании мотивированного заявления.
Разрешения выдаются бесплатно в течение 15 рабочих дней. Заявление можно подать в региональное подразделение Федеральной пограничной службы или через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
В дальней полосе (за пределами пятикилометровой зоны) работать и заниматься бизнесом можно, уведомив пограничников не позднее чем за трое суток. Возможность отказа в осуществлении указанной в таком извещении деятельности законом и административными регламентами не предусмотрена.
Туристическое ориентирование
Любое несоблюдение пограничного режима рассматривается как административное правонарушение. Россияне могут быть оштрафованы максимум на тысячу рублей, тогда как задержанным в приграничной полосе иностранцам грозит принудительное выдворение со всеми вытекающими последствиями (содержанием в специзоляторе и многолетним запретом на въезд в Россию).
Такие санкции применили в отношении гражданина Армении Эдиляна Марата, задержанного пограничным нарядом в Адлеровском районе Сочи (всего в нескольких сотнях метров от Олимпийского парка) без документов, дающих право пребывания в пограничной зоне. Подтверждая решение о выдворении отступившего от туристического маршрута иностранца, Верховный суд России признал такое наказание необходимым и соразмерным допущенному проступку с целью «предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».
Многие задержанные отрицают осведомленность о нахождении в пограничной зоне. Практика свидетельствует, что служители Фемиды оценивают такие доводы неоднозначно. Так, без паспорта в прибрежной полосе Каспийского моря наряд задержал генерального директора компаний «Мирстрой» и «Стройкомфорт» элистинца Владимира Цыкалова. По его словам, он выполнял контракт на ремонтные работы в гостевом здании охотничьей базы, информация о нахождении которой в пограничной полосе в кадастровом паспорте или на топографической карте местности отсутствовала. Районный суд отверг эти доводы, но ограничил наказание предупреждением. В свою очередь, апелляционная инстанция не усмотрела в действиях Владимира Цыкалова умысла на нарушение, так как при заключении договора он не был информирован заказчиком о нахождении охотничьей базы в режимной зоне. «Доказательств, опровергающих довод Цыкалова В.Н. об отсутствии на пути его следования в установленную на территории Лаганского районного муниципального образования пограничную зону предупреждающих знаков, в материалах дела не имеется», – отмечается в решении Верховный Суд Республики Калмыкия. После пересмотра производство по делу было прекращено.
Аналогичное решение приняли по жалобе Масумидина Сангинова, задержанного в селе Эрзин Республики Тыва (28 километров до границы с Монголией) без подтверждающих право находиться на этой территории документов. По утверждению самого подозреваемого, он всю дорогу спал и не видел предупреждающих знаков. Кассационный суд отменил постановления о привлечении гражданина к ответственности.
На неосведомленность о въезде в приграничную полосу ссылался и гражданин Узбекистана Озодбек Халилов, который ехал на своем автомобиле в поселок Восточный Оренбургской области. Но служители Фемиды не поверили в его версию. «Он не мог не знать, что данный населенный пункт находится в приграничной зоне. Кроме того, он ехал по автодороге, а, следовательно, не мог не видеть пограничного знака», – констатировал областной суд, подтверждая выдворение правонарушителя из России.
Опасный бизнес
Административные санкции грозят и уличенным в осуществлении незаконной деятельности в приграничной полосе. Так, без получения разрешения индивидуальный предприниматель Лариса Прокофьева продавала стройматериалы в магазине в городе Советск Калининградской области, расположенном всего в 330 метрах от берега Немана. Арбитражный суд пришел к выводу, что разрешительный порядок ведения деятельности в такой зоне распространяется на любую хозяйственную деятельность, включая торговую, а также обязателен в том числе для постоянно проживающих в приграничном городе россиян. На частного бизнесмена наложили административный штраф в размере 10 тысяч рублей, еще 14,7 тысячи было взыскано в возмещение расходов пограничников на командировку юриста в арбитражный суд округа.
Семью Малявкиных оштрафовали за сбор металлолома в поселке Наследницкий Челябинской области, находящемся в 12 километрах от границы. По мнению подозреваемых, такая деятельность не является хозяйственной, но служители Фемиды признали факт совершения вменяемого деяния доказанным: согласно протоколу, четыре человека в пограничной зоне при помощи металлоискателя осматривали территорию, то есть занимались поисками металла.
Мнения
Егор Редин, управляющий партнер юридической компании «Позиция Права»:
Информация о пограничных зонах действительно зачастую представлена в формате координат, географических объектов или непосредственно государственных границ. Но говорить, что такое определение зон недостаточно прозрачно или доступно для понимания, некорректно – знания, как по карте вычислять точку по широте и долготе, каждый получает еще в средней школе. А современными техническими средствами и с любым навигатором определить такие координаты тем более не составит труда.
Въезд на пограничную зону запрещен не всегда – в нее зачастую входят и совершенно не примечательные населенные пункты, жители которых не ограничены в перемещениях. Таким образом, въезд гражданина, который «проспал» или не заметил знак, на территорию вблизи границы не чреват для него задержанием или какими-либо другими критическими последствиями. Однако если он, находясь в такой зоне, нарушает правила пребывания или, например, торговли, то списать это на незнание не получится – закон и государственные органы не предусматривают невнимательность граждан как смягчающий фактор при применении санкций.
Услугой по выдаче разрешений на осуществление хозяйственной и промысловой деятельности, а также на проведение культурных и иных массовых мероприятий, заведует Федеральная служба безопасности России. Разрешение можно оформить даже через сервис Госуслуг. При получении такого разрешения иных согласований по общему правилу не требуется.
Александр Зайцев, адвокат:
Сама по себе пограничная зона, на мой взгляд, остается пережитком «холодной войны». Особенно на западных рубежах. Видимо, отвечающим за государственную безопасность до сих пор мерещатся шпионы и диверсанты, переходящие в ночной мгле контрольно-следовую полосу. И бегущие на запад инакомыслящие.
Тогда как миграционная обстановка свидетельствует, что как раз-таки наши европейские соседи (Финляндия, Эстония, Латвия и другие) должны строить различные стены, устанавливать зоны и предпринимать иные меры для предупреждения незаконного проникновения иностранцев на их территорию. В Россию с Запада, кажется, никто не бежит.
Кроме того, вопрос выдачи разрешений на хозяйственную деятельность в пятикилометровой зоне вообще не урегулирован. То есть должностное лицо Федеральной пограничной службы может произвольно ее разрешать или запрещать. Именно такая неопределенность является основой коррупции. Ведь в отсутствие критериев выдачи, например, разрешений на торговлю, чиновник пограничного ведомства будет всегда прав, то есть его решение об отказе по сути обжаловать бессмысленно.
Большинство выявляемых правонарушений режима приграничной территории связаны с нахождением граждан в зоне без паспорта или разрешения. Но эти формальные проступки не несут никакой угрозы безопасности.