Найти в Дзене

Удивительная художественная жизнь Древней Спарты

Оглавление

Царь Агесилай II, возглавлявший спартанскую армию на пике ее могущества в четвертом веке до нашей эры, провозгласил, что одной из величайших сильных сторон Спарты было “презрение ее граждан к удовольствиям”.

Ерунда. Спартанцы были преданы всевозможным приятным занятиям, особенно искусству: широко распространено мнение, что в Спарте в седьмом и шестом веках до нашей эры было больше поэтов, чем в любом другом греческом городе-государстве.

У полноправных граждан было достаточно времени для развлечений, потому что спартанский закон запрещал им работать, и существовали два низших класса людей, которые заботились об их нуждах. Города-государства , или крепостные, заботились о сельском хозяйстве, в то время как более высокопоставленные, но неграждане периойкои курировали ремесла, военные закупки и торговлю.

Конечно, спартанские граждане также занимались суровыми развлечениями, такими как конный спорт, но их любовь к поэзии и танцам противоречит презрению к удовольствиям. В историях, написанных Плутархом, Геродотом и другими, мы находим изображения не суровых, милитаристских аскетов, а благородных людей и покровителей искусств. Действительно, иностранные поэты часто приезжали в Спарту для выступлений, потому что были уверены в теплом приеме.

-2

В Спарте седьмого века до н. э. поэт Алкман помог создать лирическую поэзию, которая отличалась от эпического празднования войны и вместо этого фокусировалась на желании, эмоциях и увлечении природой (“птицы, длиннокрылые, которые приносят свои знамения, сейчас спят...”). Она исполнялась под бренчание лиры-отсюда и название. Этот революционный стиль оказался центральным для многих поэтических традиций, от Древнего Рима до средневековой Франции, Англии эпохи Возрождения и до наших дней.

-3

Между тем спартанцы на удивление серьезно относились к музыке. Плутарх сообщает, что судья по имени Эмпрепес однажды поморщился, услышав, как арфистка по имени Фринис режет песню, играя слишком много нот. В ответ Эмпрепес использовал топор, чтобы срезать две из девяти струн с арфы Фринис, предостерегая менестреля: “Не злоупотребляйте музыкой”. Прославленные за объявление войны другим городам-государствам, спартанцы также вступили в битву ради искусства.

Пишите в комментарии, что думаете о Спарте и ее культуре!

#спарта #музыка #древний мир #история #искусство