Коммунальная квартира № 50 в доме 10 на Большой Садовой, как известно, стала «нехорошей квартирой», описанной в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Все стены подъезда, в котором она располагается, сегодня испещрены рисунками и записями от пола и до потолка, включая окна. По крайней мере, на момент моего посещения в конце сентября так оно и было.
Если честно, то я пришла в ужас от увиденного. Было ощущение, что попала в какую-то ночлежку. Но оказалось, что так и было задумано: на официальном сайте музея сказано, что в мае на лестнице была организована выставка "Дорогие посетители", в рамках которой посетители могли увидеть "самые яркие фрагменты росписей подъездных стен разных лет" и по желанию "заполнить стены новыми рисунками и надписями". А судя по тому, что стены подъезда и осенью оставались расписанными "с ног до головы", видимо, у сотрудников музея руки не поднимались уничтожить эти "шедевры".
Увидела ли я "яркие фрагменты", о которых говорилось на сайте музея? Скорее, нет, чем да. С годами стихийное творчество поклонников булгаковского романа всё меньше стало напоминать творчество как таковое и всё больше начало отдаляться от романа...
А с чего всё это началось?
Я с удивлением узнала, что первые надписи в этом подъезде появились ещё в самом начале 1980-х! Писали тогда не маркерами и краской, а карандашами. Вот одни из самых первых фраз: "Да святится имя Михаила Афанасьевича!", "Боги, боги мои, как грустна вечерняя земля!"
Их в 1982 году переписала на память Мариэтта Чудакова - замечательный литературовед и критик, председатель Всероссийского булгаковского фонда. (К огромному сожалению, несколько дней назад скончалась на 85-м году жизни от коронавируса...)
Тогда, в 1982-м, ещё никакого музея в этом подъезде не было (он появился лишь в 2007-м), а поклонники романа "Мастер и Маргарита" уже начали оставлять свои отзывы на стенах. И вскоре всё стены подъезда были как будто обтянуты разноцветной паутиной надписей, рисунков, автографов... В 1986 году в "Комсомольской правде" даже вышла статья под названием "Конец квартиры номер 50?" - настолько пугающим, наверное, казался в те времена вид подъезда.
В конце 1980-х всё было закрашено зелёной краской, и на некоторое время этот стихийный музей исчез. Но потом, конечно, возник опять. И вновь всё было расписано. Следующий ремонт был сделан в 2000-м. Через шесть лет он понадобился снова: кто-то специально залил стены и лестницы подъезда чёрной краской.
В 2007 году, когда в квартире номер 50 открылся музей М.А. Булгакова, число посещающих это место людей, естественно, возросло. А с ним возросло и количество надписей на стенах.
Я помню, как впервые наведалась в "нехорошую квартиру". Это было в 2013 году. Тогда на стенах сохранялся некий порядок. Не было бесчисленного количества ненужных "Здесь был Вася", "Привет из Нижнего", "Спартак - чемпион" и т.п. - для такого "творчества" выделили специальное пространство на стенах. Зато было много красивых рисунков, цитат, интересных мыслей.
Жалею, что тогда, в 2013-м, так мало фотографировала. Но кто же знал, что всё это настоящее творчество скроется под натиском глупости?.. Поднимаясь по "нехорошей" лестнице в "нехорошую" квартиру этой осенью, я почти не делала фотографий: очень трудно было найти объекты для съёмки. Вроде бы все стены исписаны, а достойного мало...
Да, печальная судьба у этой многострадальной "нехорошей" лестницы. Не знаю, можно ли это исправить и стоит ли вообще исправлять. А Вы что думаете?..
(*Источники: Чудакова М. Нехорошая лестница. - М., 2009. https://bulgakovmuseum.ru)
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новое путешествие!
Ещё о булгаковских местах в Москве:
"Приветы" от булгаковских героев в центре столицы: где прячутся Маргарита, Коровьев и кот Бегемот?