Найти тему
Русская Семёрка

Пистолет «Вальтер»: почему он считался самым престижным оружием у советских военных

В годы Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояло несколько видов пистолетов — проверенные временем маузеры и наганы, а также новый и дешевый в производстве «Тульский Токарев». Но объектом зависти сослуживцев становились обладатели трофейного немецкого пистолета Walther P38, так называемого «офицерского Вальтера». Это оружие называют лучшим пистолетом Второй мировой войны.

Характеристики

Самозарядный пистолет «Вальтер П38» с патронами калибра 9×19 мм был принят на вооружение вермахта в 1938 году (по другим данным, двумя годами позже). Конструкторам Фрицу Вальтеру и Фрицу Бартлеменсу удалось создать настоящий шедевр немецкой оружейной школы. О его надежности говорит тот факт, что на Восточном фронте «Вальтер» прекрасно стрелял даже без смазки, которая не выдерживала русских морозов.

Общее количество выпущенных за годы войны «Вальтеров» составило около 1 млн экземпляров — по себестоимости это обошлось в 31 млн марок. На изготовление и соединение воедино 58 стальных деталей пистолета требовалось 13 человеко-часов. Производство «Вальтеров» освоили оружейные заводы в Дании, Чехословакии и Бельгии. Однако лучшими по качеству оставались образцы, выпущенные в Германии до войны.

В гестапо и СД применялись укороченные модификации «Вальтеров». Когда требовалось бесшумно снять часового, к «офицерскому» пистолету прикручивали глушитель.

Если сравнивать Walther P38 с отечественным ТТ, то немецкое оружие отличается большей длиной и шириной ствола, но при этом оно меньше весит. Кроме того, немцы реализовали принцип рычажного запирания, в то время как русские оставили запирание с помощью перекоса затвора. Современные эксперты считают, что в боевой обстановке сделать несколько точных выстрелов подряд из «Вальтера» было проще, чем из ТТ. Во многом это объясняется эргономичностью рукоятки пистолета, а также свойствами 9-миллиметрового патрона.

Популярность в Красной Армии

Каждый попавший в руки советских солдат «Вальтер» вызывал живой интерес у окружающих. Обладание им было свидетельством победы над грозным противником. В первую очередь «Вальтеры» носили при себе офицеры вермахта, а также эсэсовцы. Лишь двое из десяти бойцов стандартного немецкого пехотного отделения, включая унтер-офицера, имели «Вальтеры».

Завладеть пистолетом можно было не только в бою. Были случаи, когда сбитые вражеские летчики сами дарили «Вальтеры» тем, кто взял их в плен. Благодаря «внушительному» внешнему виду немецкий пистолет стал популярным наградным оружием в РККА (на Украине в таком качестве он использовался даже в 2000-х). Некоторой проблемой на фронте была нехватка патронов к «Вальтерам» — ими обычно запасались, обшаривая убитых или пленных немцев.

«Безотказные», «удобные» и «аккуратные» «Вальтеры» становились причиной зависти и соперничества. Например, ветеран Петр Демидов вспоминал о своем столкновении с майором Зотовым, начальником артиллерийской бригады, который, увидев в руках подчиненного немецкое оружие, грубым тоном потребовал отдать его. «Сдерживая гнев (начальство все же передо мной), я попытался объяснить майору, что пистолет мне подарили, а подарки не передаривают», — описывает Демидов инцидент, который стоил ему исключения из наградного листа.

Случалось, что боевые офицеры дарили «Вальтеры» тыловым снабженцам, для которых они были не более, чем престижными безделушками. О Дне Победы, например, сохранилось характерное четверостишие поэта-фронтовика Ивана Рядченко:
Стреляли танки и пехота,
И, раздирая криком рот,
Впервые за 4 года
Палил из «Вальтера» начпрод.

Партизаны, которым удавалось получить трофейные пистолеты, также оценили их по достоинству. После войны «Вальтерами» еще долго пользовались отряды вооруженных националистов на Западной Украине.

Раритетные немецкие пистолеты потомки ветеранов до сих пор периодически сдают в полицию. Кроме того, «Вальтеры» продолжают быть объектом интереса со стороны «черных копателей», хотя сохранность большинства извлеченных из земли экземпляров оставляет желать лучшего.