Найти тему

Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина отмечает свой 100-летний юбилей!

Сергей Елисеев

В нашей стране нет ни одного авиатора, кто не знает Академии им. профессора Николая Егоровича Жуковского. В 2008 г. она стала Военным учебно-научным центром (ВУНЦ) ВВС «Военно-воздушной академией имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж), объединившим и впитавшим славные традиции Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина и Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, а также: Воронежского военного авиационного инженерного училища, Воронежского военного института радиоэлектроники, Иркутского и Ставропольского высших военных авиационных инженерных училищ, Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища радиоэлектроники и Федерального государственного научно-исследовательского испытательного центра Академия на Параде Победы в 2020 г. Выпускник 1926 г. С. В. Ильюшин и выпускник 1925 г. В. С. Пышнов (исследователь штопора) готовят планер АВФ-21 «Москва» к полету (Коктебель, 1925 г.) 161 радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности. Кроме того, сейчас ВУНЦ имеет два филиала: в г. Сызрань (подготовка летчиков вертолетной авиации) и в г. Челябинске (подготовка штурманов-инженеров).

-2
-3

Академия была создана в 1920 г. Это было первое в мире высшее авиационное учебное заведение. За 100 лет оно прошло славный путь. Заслуги уникального вуза перед Родиной огромны. Ни одна академия в нашей стране не имеет столько наград – шесть орденов! Достижения вуза золотыми буквами вписаны в летопись страны и мировую историю авиации и космонавтики.

-4
-5

Более 1500 выпускников Академии удостоены высокого звания Героев Советского Союза, Социалистического Труда и Российской Федерации, 79 выпускников удостоены этих званий дважды, а имена Ивана Никитовича Кожедуба – трижды Героя Советского Союза и Сергея Владимировича Ильюшина – трижды Героя Социалистического Труда стали в стране легендарными.

-6

В Академии учились первый в мире летчик-космонавт Ю. А. Гагарин, первая в мире женщина летчик-космонавт В. В. Терешкова, первый в мире человек, вышедший в открытый космос, А. А. Леонов.

Заместитель Министра обороны РФ – начальник Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-полковник А. В. Картаполов зачитал поздравление Академии от Президента РФ Верховного главнокомандующего ВС РФ В. В. Путина. В нем Президент пожелал преподавателям и слушателям достойно развивать Выпускники Академии: авиаконструкторы А. С. Яковлев, А. И. Микоян, С. В. Ильюшин и Главком ВВС К. А. Вершинин Ю. А. Гагарин и В. В. Терешкова на занятиях Летчик-ас И. Н. Кожедуб – выпускник Академии 1949 г. 162 уникальное научное наследие предшественников. В поздравлении, в частности, говорится: «Объединив талантливых педагогов, одаренных инженеров и конструкторов, он (вуз – ред.) стал настоящей школой подготовки высокопрофессиональных кадров для отечественной военной авиации. Мы по праву гордимся преподавателями и выпускниками академии, которые мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, покоряли суровые просторы Арктики, создавали и испытывали передовые образцы самолетов и вертолетов, осуществляли дерзновенную мечту человечества о полете в космос».

Перед парадным строем личного состава Академии А. В. Картаполов вручил начальнику ВУНЦа Г. В. Зиброву грамоту от Министра обороны РФ С. К. Шойгу с поздравлением 30-тысячного коллектива Академии со столетним юбилеем. Академия сегодня устойчиво сохраняет лидирующее положение в мировом рейтинге военных учебных заведений. В настоящее время в ней обучаются более 800 слушателей и курсантов из 47 иностранных государств.

-7
-8

Академия заботится о молодом поколении – нашем будущем. Так, в соответствии с решением Министра обороны РФ 1 сентября 2015 г. в ней открылась Кадетская инженерная школа. Школа только что отметила пятилетний юбилей! Кадетская инженерная школа создана в форме факультета довузовской подготовки ВУНЦ ВВС. Учебный процесс организован по вузовской системе образовательной деятельности, включающей два семестра, проведение лекций, научных семинаров, практик, интеллектуальных игр, сдачу экзаменационных сессий. В школе созданы четыре специализированных класса: класс механики и беспилотных летательных аппаратов, класс электроники, 163 радиоэлектроники и наноэлектроники; лаборатория оптических исследований и технологий; лаборатория термодинамики и теплопередачи. Первый набор в школу проводился в количестве 40 человек для обучения в 10-х классах (2 класса по 20 человек) из граждан мужского пола, сдавших государственную итоговую аттестацию по окончании 9 класса.

Кадетская инженерная школа –участник научных конференций, форумов, выставок и других проектов среди довузовских организаций Минобороны России. Кадеты достойно защищают честь своей школы и Академии на олимпиадах по математике, физике, информатике, иностранному языку.

-9
-10

Выпускники Школы показывают стабильно высокие результаты во время Государственной итоговой аттестации, большинство из них становятся курсантами Академии и других военно-учебных заведений Минобороны России.

В Академии работает кружок авиамоделистов. Опытные образцы авиационных моделей, по сути – изобретений, выполнены из материалов, далеких от промышленного авиастроения. Расчеты же конструкций двигателей, оперения летательных аппаратов (ЛА) проводятся по методике конструкторских бюро.

Академия ведет военно-патриотическое воспитание молодежи, только подшефных школ у нее более 150. Она же шефствует над 65 юнармейскими отрядами. Плоды этой работы заметны – подростки мотивированы к учебе, спорту и участию в военно-патриотических акциях.

Ветеранов, присутствовавших на торжествах, посвященных 100- летию Академии, очень интересовало, как достиг ВУНЦ за относительно короткое время значительных успехов в деле подготовки высококвалифицированных военно-авиационных кадров. Ответ на это, конечно, неоднозначен.

Начальник Академии генерал-полковник Геннадий Васильевич Зибров говорит: «Беспрецедентное сегодня идет развитие материальной базы, мы получаем новейшие образцы вооружений и военной техники. В полном объеме сразу вводим их в эксплуатацию. Полностью замкнут цикл подготовки офицерских кадров различного уровня образования, начиная от среднего профиля подготовки и специалитета, до оперативно-тактического уровня подготовки. Все образцы вооружения и военной техники, не имеющие аналогов в мире, мы получаем из промышленности в качестве опытных и экспериментальных изделий. Участвуем также в разработке новых образцов вооружения и военной техники и в их испытаниях. И безусловно, внедряем их сразу в учебный процесс, чтобы теоретические аспекты образовательного процесса и практическое освоение военной техники были рядом. Только тогда мы подготовим высококлассного инженера, высококлассного специалиста, который будет способен эксплуатировать новейшие образцы вооружения и военной техники, обеспечивать их боевое применение с высоким качеством сразу после выпуска из нашей Академии, из нашего вуза. Не нужно будет тратить время на дополнительные сроки ввода в специальность так называемых офицеров-выпускников, если они на этих образцах получат практику работы и службы уже в стенах Академии. И я убежден в том, что такое развитие Академии, такие подходы в различных вопросах организации образовательного процесса и в улучшении его качества обеспечат нам успех в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров».

-11

Из сайта Академии известно, что в ходе своего обучения слушатели летного и штурманского состава каждые три месяца проходят двухнедельную практику в смешанной авиационной эскадрилье, созданной в Академии, или в авиационных частях ВВС.

Один из слушателей-летчиков в интервью сказал так: «Приятно, что помимо получения теоретических знаний у нас есть возможность регулярно проходить летные стажировки с целью поддержания уровня натренированности».

Таким образом, в Академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина тесно взаимосвязаны теоретическое и практическое обучение. Этого очень нелегко добиться, но, оказывается, можно!

26 сентября 2020 года, № 18 (88)

-12