Многое изменилось в Средней Азии, но чайхана осталась в первозданном виде. В любом месте бывших жителей Узбекистана узнают по атрибутам узбекской культуры, и это объединяет их ностальгическими воспоминаниями о прошлом, всегда лучшем, чем настоящее: человек не научился ещё жить настоящим, кажущимся не таким, как ему хотелось бы, но завтра ему будет не хватать того, что было вчера. Такова человеческая натура, мятежная, неуспокоенная, недовольная и вечно ищущая!
Где быни находились узбеки, они непременно в выходные дни несут в больших пакетах продукты для приготовления плова, и запах этого блюда очень трогателен, привлекателен и ностальгически приятен для людей, когда-то живших в Средней Азии.
В последние десятилетия в чайхане можно увидеть женщин с детьми, оказавшихся в туристической поездке по Узбекистану и желающих утолить жажду, немного отдохнув от дорог и впечатлений.
Но подобное в редких случаях: для этой цели есть кафе и столовые, которых достаточно в Средней Азии, привлекательной для туристов - любителей экзотики и ценителей азиатской кухни, очень разнообразной и вкусной.
Подобный бизнес играет не последнюю роль в экономике страны, открытой для зарубежных туристов.
Удивителен факт причастности крымских татар, долгие годы живших в Узбекистане и уехавших на историческую родину, к блюдам узбекской кухни. Не менее поразительно и желание узбеков в Крыму заниматься популяризацией узбекских блюд, пользующихся успехом у гостей и местного населения: запахи самсы, плова, лепешек дурманят аппетит благодарных почитателей азиатской кухни.
B Узбекистане праздники сопровождаются запахами плова, который готовится на площадях и улицах, самсы, влекущих к себе гурманов, способных по достоинству оценить творения искусных поваров. В чайхане можно в праздничные дни заказать любое блюдо вместе с ароматным чаем, подаваемым в маленьких чайниках с пиалами, и непременно с парвардой (узбекским сахаром).
В этом смысле чайхана - часть азиатской экзотики: где ещё можно посидеть на топчане, поджав удобно ноги; послушать журчание воды, столь желанной в знойное лето, и откуда-то доносящуюся тихую музыку под неумолчный разговор чайханщика, желающего выполнить любой каприз за ваши деньги?
Чайханщик, как ни странно, является самым главным экскурсоводом для туристов, утоляющих не только жажду, но и получающих ценную информацию о жизни страны, народа, интересных местах, в которых непременно должны побывать гости, чтобы иметь полноценное представление о культуре и быте жителей. Он деликатно спрашивает, откуда приехали гости, узнает, чем при влекательныгорода, из которых приехали туристы, рассказывает о прелестях Узбекистана.
В Средней Азии чайхана - место встречи, как правило, мужчин, у которых всегда есть повод для общения.
Дома ведутся беседы, волнующие всех членов семьи, а в чайхане можно поговорить о том, что не рассчитано для женских и детских ушей.
Мужчины обсуждают проблемы политики, жизнеустройства, экономики, религии, культуры.
Но всех влекут рассказы о «рыцарских подвигах», которых у «фантазёров», оказывается, бесчисленное множество, и весь смысл сводится к одному: кто интереснее расскажет о своих и чужих похождениях. Чем больше пикантных подробностей, тем громче хохот, раздирающий полуденную и вечернюю тишину и сердца неугомонных рассказчиков и слушателей.
Только в чайхане может стоять безудержный хохот от анекдотов и весёлых историй из уст искушённых мужчин - отличных рассказчиков, получающих удовольствие от общения с друзьями и знакомыми, готовыми многое отдать, чтоб от души посмеяться на добрыми историями, достойными внимания «серьёзных» мужчин.
Мужчины могут собираться в чайхане в самое разное время: с раннего утра и до позднего вечера, что создаёт впечатление их безделья, но это далеко не так, потому что они каждый вечер несут домой полные пакеты продуктов. Откуда им взяться, если
мужчина не работает?
Сегодня, в полуденную жару, в чайхане никого кроме чайханщика нет. Впереди сентябрь, и туристы возвращаются домой,
чтобы собрать детей к школе.
Звучит под стать настроению природы музыка, свидетельствующая, что и в жару есть жизнь, и не всё потеряно.
Из-за забора слышится разговор матери с сыном: «Латыпджан, оставь в покое кошку, видишь, как ей плохо от жары, пусть она пойдёт в прохладное местечко, а ты иди под навес, посидим рядышком и почитаем сказку, иди сюда».
Сыну почему-то не нравится перспектива чтения сказки, и он начинает уговаривать маму рассказать что-нибудь интересное из
жизни родных и непременно героическое.
Мама, чтобы он ушёл с солнцепёка, обещает рассказать о дедушке, который воевал, и мальчик покидает своё насиженное место: ему всегда интересны рассказы о героическом прошлом деда, заслужившего звание героя войны, но по какой-то, никому не известной причине, никогда не распространяющегося о своих подвигах на войне.
Ему куда интереснее слушать рассказы о подвигах мужчин на любовных фронтах, где не льётся кровь, и люди не лишаются жизни. Мама в красках рассказывает историю боевых подвигов, которую слушает не только сын, но и чайханщик, очень внимательный к тому, о чём идёт речь за забором.
Чайханщик хорошо знает героя, о котором ведётся рассказ, и думает, что подобные рассказы очень полезны в воспитании детей, которым хочется подвигов, и герои, живущие рядом, могут служить примером для подражания.
В последние годы стало что-то происходить с воспитанием детей, не столь внимательных и верных традициям народа. Возможно, это связано с межэтнической культурой народов, населяющих республику, возможно, с телевидением и средствами массовой информации, но нет уже беспрекословного выполнения желаний и требований старших: всё подвергается сомнению и уточнению, и это раздражает взрослых, не привыкших к неуважению и неповиновению младших.
Велика роль этнопедагогики в воспитании добрых нравов у детей, которым с младенчества, с колыбельных песен, сказок и рассказов прививается любовь к старшим и старикам - мудрым носителям культуры народа и страны.
В общении со старшими и стариками дети и молодые люди всегда отличаются учтивостью и внимательным отношением к слову, взгляду и поведению говорящих, которым стремятся подражать, на которых хотят походить, и это поощряется взрослыми и родителями, всегда замечающими подобное желание.
Начиная с семьи, детям во всех институтах воспитания говорят о моральных ценностях народа и государства, формируют представление об идеале гражданина Отечества.
Никакая цивилизация не может нарушить вековых традиций воспитания человека культуры, и это поощряется в государстве
и народе.