“Всё новое – хорошо забытое старое “– вот что является основой для всей современной культуры. Практически всё, что мы создаем, так или иначе основывается на том, что мы делали когда-либо. Однако это не значит, что мы не можем привнести что-либо новое в хорошо забытое старое. Даже композитор-романтик Иоганнес Брамс говорил, что бóльшая часть его творчества – переработка наследия, оставленного другими композиторами. Однако давайте посмотрим на наследия других современных авторов, которые в немалой степени основывается на творчестве композиторов, писавших исключительно академическую музыку.
И пожалуй одним из самых ярких примнола того, о чем я написал выше, является группа Muse. Эти прекрасные и бешеные британцы показали всему миру, что классическая музыка может быть основой практически всего, что будет дальше. Огромная часть их творчества (особенно альбомы “Resistance” и «The 2nd Law») не только основывается на использовании академического оркестра и хора, но и напрямую цитирует таких прекрасных авторов, как Сергей Васильевич Рахманинов, Фредерик Шопен, а также умудряется копировать их стиль в оригинальных интерлюдиях и прелюдиях. Мэттью Беллами, солист и главный гитарист группы, является автором очень большого количества песен группы, и практически в каждой песне из этих двух альбомов он отдает дань прошлому, которое он очень любит. Он довольно подробно изучал специфику и стилистику академической музыки, а во многих интервью неоднократно признавался, что один из его самых любимых композиторов – Рахманинов.
Давайте я постараюсь подтвердить вышеизложенное на примере нескольких песен этих прекрасных британцев.
И начну я с самого интересного на мой взгляд примера «великолепной троицы» — трека «Drones» из одноименного альбома. В этом треке вы можете услышать трёхголосное пение в старинной полифонической стилистике, которое явно отдает дань всевозможным хоралом эпохи ренессанса и барокко.
Альбом «Resistance» переполнен песнями в классической аранжировке. Одноимённый трек базируется на игре на фортепиано, трек «Undisclosed Desires» — на струнном пиццикато. В треке «United States of Eurasia/Collateral Damage» в названии даётся пояснение: «Excerpt from Nocturne in E-Flat, Op. 9 No. 2», что даёт нам прямую отсылку к ноктюрну Шопена. Трек «I Belong to You» построен на фортепианном проигрыше и аккомпанементе. А три последних трека, помимо музыки, отдают дань старинным формам. Будучи единым целым, «Exogenesis: Symphony» (parts 1, 2 and 3) не только по форме, но и по музыке напоминают академическую симфонию или сонату.
В альбоме «The 2nd Law» также используется немало академических инструментов. Четвёртый трек «Prelude» — чисто классическая поздне-романтическая прелюдия. В треке «Survival» очень много фортепиано. В треке «Follow me» фоном играет оркестр на протяжении всей песни. В «Explores» присутствует фортепиано и орган. «Save me» — вновь оркестр. «Unsustainable» — чисто оркестр. «Isolated System» начинается с фортепиано и подхватывается оркестром.
Всё вышесказанное — пример того, как всё современное зависит от прошлого. Но это не значит, что прямо всё-всё — плагиат. Нет. Вышеперечисленные примеры — дань традиции и цитирование, но творчество Мэтта, Дома и Криса полностью оригинально. Иначе они бы не стали такими, какими они стали — великолепными!