С тем, что учителя перегружены никому не нужной бюрократической работой, согласны все. Но решать эту проблему будут весьма странным способом.
На днях министр просвещения Сергей Кравцов рассказал, что отправил по регионам письмо с рекомендациями систематизировать отчетную работу для школ. А именно – заменить региональные и муниципальные контрольные работы, мониторинги и срезы знаний на один вид контрольных – Всероссийские проверочные работы.
Напомним, ВПР впервые прошли в российских школах в 2015 году, сейчас их пишут школьники с 4 по 11 классы. В отличие от Государственной итоговой аттестации (ГИА), результаты ВПР не влияют на текущий уровень успеваемости ученика и на его итоговые оценки.
Всероссийские проверочные работы ввели, чтобы оценивать качество образовательной деятельности по единым стандартам. Но вместо этого работы превратились в то, что учителя называют «лихорадкой» и «барщиной». Все дело в том, что по факту к результатам работ привязывается достаточно многое – например, получит ли школа поддержку как «отстающая» или, наоборот, «образцовая».
ВПР сбивают ритм учебного процесса – ведь почти по каждому предмету нужно выделить учебное время на проведение работ, и это время затем никак не компенсируется. Учителя «натаскивают» учеников, чтобы те показали как можно более высокий результат. Это и престиж учителя, и его репутация в глазах коллег и администрации. Еще одна проблема – хоть школы учатся по разным программам, задания к ВПР единые для всех. И вот уже начинается специальная подготовка к этим работам – смысла в этом немного.
Более того, учителя после ВПР должны их проверять и составлять многостраничный отчет (хотя было бы куда полезнее потратить это время на разбор ошибок вместе с учениками). Отчет этот не нужен ни школе, ни учителю – только Рособрнадзору.
В общем, ВПР – это одна сплошная проблема для учителей и учащихся, но теперь именно эти работы будут считаться основным инструментом контроля успеваемости. Соответственно, градус безумия может только подняться – если, конечно, в Минпросвещения и Рособрнадзоре не скорректируют правила их проведения до более-менее адекватных.
При этом в министерстве начинают говорить о сокращении домашних заданий – и вот здесь учителя уже сомневаются. Для многих педагогов проверка домашних работ – трудоемкая, но очень полезная вещь, которая помогает понять реальный уровень подготовки учеников. И вот эту часть как раз собираются сократить.
Помимо отмены всех видов оценочных работ кроме ВПР, в Минпросвещения решили сократить бумажную нагрузку на учителей. И снова все выглядит хорошо – если в школе ведется электронный журнал, то бумажный вести уже не будут, и наоборот. Но учителя и против этого – на практике без бумажного журнала обойтись не получится, ведь на уроке учитель не может отвлекаться на компьютер.
В реальности же учителям мешает совсем другая нагрузка – их заставляют составлять бессмысленные справки, отчеты, таблицы, списки. На учителях висит обязанность составлять списки социально неблагополучных семей, отчеты о развитии кабинета, личные планы развития на каждого ребенка, и масса другой работы помимо собственно преподавания. Недавно школам добавили блок воспитательной работы, о выполнении которой нужно снова отчитываться.
А от заполнения бумаг во многих школах зависит, какие стимулирующие выплаты получит учитель.