Почему официальный Кишинев не спешит в раскрытые объятия украинского президента.
Иногда кажется, что нет вернее способа испортить дело, чем поручить его нынешнему украинскому президенту. Казалось бы, после прихода к власти в Молдове прозападной партии "Действие и солидарность" официальному Киеву не составит труда поставить Кишинев в кильватер своей политики и заручиться поддержкой Молдовы в важных для Украины вопросах. Стучаться в ворота Евросоюза всегда сподручнее, когда стучащих — много.
Более того, Украина после прихода во власть президента Майи Санду и победы на молдавских парламентских выборах партии "Действие и солидарность" обрела шанс стать одним из главных игроков в процессе приднестровского урегулирования.
В настоящий момент Украина по отношению к приднестровским переговорам, формально являясь равноправным их участником, выступает в роли пассивного исполнителя, который время от времени предпринимает хаотические меры, осложняющие жизнь жителям этого региона и никак не влияющие на власть в Тирасполе. Так, например, произошло после начала сотрудничества Киева с европейской пограничной миссией EUBAM. Или более свежий пример — с номерными автомобильными знаками из Приднестровья, которые Украина отказалась признавать с 1 сентября.
Дипломатическая активность последних месяцев продемонстрировала, что Украина всерьез собиралась претендовать на роль регионального лидера. Однако эту задачу нынешний украинский президент успешно провалил.
Казалось бы, на фоне беспрецедентно быстрого сближения позиций Кишинева и Киева у президента Украины есть шанс зарекомендовать себя на международной арене в роли миротворца в приднестровском урегулировании, что дало бы желаемый фон для украинской власти и в вопросе конфликта на Донбассе. Однако иэто Владимиру Зеленскому не удалось.
Кроме того, ничто больше не мешало Украине и Молдове единым "фронтом" выступить на европейском политическом рынке, чтобы потребовать большего внимания к региональным проблемам, большего финансирования и большей политической поддержки, чем может предоставить полумертвый проект "Восточного партнерства".
Но, фактически, после всех "авансов", когда президенты Молдовы и Украины обменялись визитами (Майя Санду побывала в Киеве с официальным визитом, а Владимир Зеленский приехал в Кишинев на празднование 30-летия независимости Молдовы), Санду повернулась к Зеленскому спиной.
Молдавского президента интересует европейское направление, Брюссель, Париж и Берлин, и ей не нужна трясина, в которой завяз Владимир Зеленский. Даже к участию в "Крымской платформе", по предположению политических аналитиков, Майю Санду подтолкнули в Брюсселе по настойчивой просьбе официального Киева. Который отчаянно пытался изобразить "региональную солидарность" и международную сплоченность вокруг решения украинских проблем, абсолютно не интересных для официального Кишинева.
Однако с Зеленским не хочет сотрудничать никто, и везде на международной арене он вызывает отторжение. И связано это прежде всего с обрушением позиций украинского президента внутри его собственной страны.
Имидж вечного неудачника и незадачливого шоумена, не способного улучшить жизнь людей в собственной стране и громоздящего конфликты на конфликты, а неудачи — на провалы, складывался не один год. За это время Зеленский продемонстрировал, что является никудышным политиком и негодным государственным деятелем — ни одно из его грандиозных предвыборных обещаний не было выполнено.
Зеленский обещал покончить с войной на Донбассе. Однако в вооруженном конфликте, который тянется вот уже почти восемь лет, ему не удалось добиться даже ослабления напряженности. Из Донбасса идет непрерывный поток убитых и раненых. Только за восемь месяцев 2021 года, по официальным данным, погибли 13 украинских военных. Продолжают гибнуть мирные жители, и страдания населения лишь усугубляют ожесточенность конфликта.
Зеленский обещал прекратить бегство граждан из страны на заработки. Однако поток украинских заробитчан не ослаб — едут в Восточную Европу, в Россию и даже в страны Африки, подальше от безнадежности и отсутствия перспектив на родине.
Депутат Рады от фракции "Слуга народа" Даниил Гетманцев недавно заявил, что средняя зарплата на Украине догонит зарплату в Польше только через 40 лет. Однако, учитывая перманентный экономический кризис на Украине, и эти оценки выглядят излишне оптимистичными. По официальным данным, в поисках работы за границу ежегодно уезжают до 3,5 миллионов граждан Украины, при этом больше всего украинцев работает в России. Причем с каждым годом число желающих уехать растет, и в 2021 году оно значительно превышает тот же показатель 2019 года.
Зеленский обещал модернизацию системы здравоохранения и обеспечить украинцев бесплатной страховкой. Однако печально известные "реформы" уроженки США Ульяны Супрун нашли в лице украинского президента достойного подражателя. "Нововведения" Супрун — такие как преференции для иностранных фармацевтических компаний, введение "госпитальных округов" (по сути, уничтожение сети больниц в областях страны), фактическое разрушение санитарно-эпидемической структуры — все это не претерпело серьезных изменений и тяжко отозвалось на жизни людей, когда началась эпидемия COVID-19. Как выразился в свое время депутат Рады от партии "Оппозиционный блок" Вадим Новинский, при Зеленском с медициной "хуже не стало". Учитывая катастрофические результаты предшественников нынешнего правительства, фактически, это признание провала политики президента в области здравоохранения.
Продолжается и падение численности населения Украины. По данным официальной статистики, в 2020 году, смертность в стране выросла более чем на 6%, а рождаемость продолжает снижаться.
Все эти проблемы хорошо знакомы президенту Майе Санду. В каком-то смысле соседняя Молдова является "зеркалом" тех проблем, которые терзают украинское общество. Неразрешенный, но хотя бы "замороженный" приднестровский конфликт, на котором спекулируют политики и наживаются коррупционеры. Бегство граждан на заработки из Молдовы, которая рискует к 2050 году потерять еще до 25% от ныне проживающего здесь населения. Фактическое уничтожение системы здравоохранения и образования, с закрытием сельских медицинских пунктов и "малокомплектных" школ. Хаотические попытки обуздать эпидемию коронавируса, нелогичные и непоследовательные решения, которые лишь озлобляют население.
Поэтому понятна позиция Майи Санду, которая вежливо уклоняется от "объятий" Владимира Зеленского и демонстративно дистанцируется от попыток украинского президента навязать свою дружбу, предпринимая лишь те шаги навстречу Киеву, которых она не может избежать, но всегда — строго в рамках не двусторонней, и даже не региональной, а "европейской" повестки. Выходить в отношениях с Украиной за пределы Восточного партнерства, превратившегося в последние годы в откровенную говорильню, президент Молдовы не намерена. Это логично, ведь с точки зрения Майи Санду ее украинский коллега уже катастрофически провалил все то, с чем сталкивается и она. А умножать украинскую катастрофу на молдавский провал — это вряд ли хорошая политическая арифметика. Теряющий контроль над страной украинский президент никак не может послужить для Санду примером.
Игорь ДЕМИРОВ, для eNews.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd
Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.