Бытует мнение, что, пока в Европе с XII в. изучали в своих университетах тайны мироздания, «Московия» ещё долгие века пребывала во тьме невежества.
И ничего, кроме воя волков да страшного рычания медведей, не нарушало её беспробудного сна …
Некоторый диссонанс в эту логику вносят исторические сведения о Григорьевском затворе – особого рода монастыре, построенном в городе Ростове Великом. С начала XIII века (!!) он исполнял функции центра высшего образования с углубленной программой обучения.
По преданию, Григорьевский затвор был основан в 1214 году в Ростове Великом ярославским князем Константином Всеволодовичем (1185-1219). По летописным данным, он был человеком глубоко образованным, начитанным и всесторонне эрудированным.
Князь-книжник располагал огромной по тем временам библиотекой в тысячу томов, владел несколькими языками. Его стараниями при ярославском Спасо-Преображенском монастыре было учреждено первое на территории Северо-Восточной Руси училище.
Есть версии, что с именем Константина Всеволодовича связано появление на ярославской земле легендарного списка «Слова о полку Игореве». В произведении содержится крайне лестный отзыв о его родном отце, великом князе Владимирском Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо:
Великый княже Всеволоде!
Не мыслию ти прилети издалеча,
Отня злата стола поблюсти?
Ты бо можеши Волгу весла раскропити,
А Дон шеломы выльяти!
Трудно поверить, что столь вдохновенный «семейный» панегирик не вызвал бы интереса у сына-библиофила. Логично предположить, что у него могло возникнуть желание заполучить список выдающегося литературного творения.
Через несколько лет училище было переведено Константином Всеволодовичем из Ярославля в Ростов Великий. На то имелись свои причины. Там находился центр духовной власти – архиерейский двор Ростовской митрополии. Он также обладал богатыми традициями книжной изографии и летописания. Ранее здесь были созданы жития первых святых - Леонтия, Авраамия и Иакова Ростовских.
Основные сведения о Григорьевском затворе содержатся в сочинениях его выпускника, первого русского профессионального писателя, Епифания Премудрого.
Наиболее известными его трудами являются жития современников - Сергия Радонежского и Стефана Пермского. С последним Епифаний на протяжении нескольких лет обучался в Григорьевском затворе. Они вместе одолевали гранит науки, вели оживленные дискуссии о сути человеческого бытия.
Как следует из творчества Епифания, в середине XIV века Григорьевский затвор располагал обширной базой образовательных программ, ничем не уступающей учебным наработкам европейских университетов.
В Григорьевском затворе углубленно изучались богословие, греческий и латинский языки. Здесь имелась богатая библиотека, постоянно велось летописание, действовала иконописная студия и мастерская по переписке древних манускриптов.
Знания и опыт, полученные Стефаном Пермским в Ростове, впоследствии позволили ему стать выдающимся просветителем. Он нес свет православия к дальним пределам Руси, создал для зырянского народа свою письменность.
По легенде, в стенах Григорьевского затвора в конце 1320-х годов обучался греческому языку отрок Варфоломей, сын ростовского боярина Кирилла. Позже он обрел всенародную славу под именем Сергия Радонежского, великого созидателя Земли Русской.
И сам Епифаний Премудрый был личностью далеко не ординарной. Историк Василий Осипович Ключевский поражался глубине его знаний: «По цитатам и трудам его видно, что он читал хронографы, палею, лествицу, патерик и другие церковно-исторические источники». Можно судить, что Епифаний также был знаком с трудами древнегреческих философов Платона и Аристотеля.
В наши дни на месте Григорьевского затвора располагается Архиерейский сад Ростовского Кремля. По версии, церковь Григория Богослова поставлена на остатках каменного корпуса древнего «университета».
В ходе раскопок 1950-х годов профессором Н.Н. Ворониным поблизости были выявлены остатки еще одного строения, предположительно келейного корпуса. Сегодня его план обозначен боскетом (стрижеными шпалерами) из кустов кизильника.
В заключение можно предположить, что Григорьевский затвор представлял собой лишь венчающую надстройку над обширной территорией знаний, коей являлась древняя Русь.
Находки берестяных грамот в Великом Новгороде, Старой Руссе, Торжке, Смоленске, Пскове, Твери, Москве и других городах свидетельствуют о массовой грамотности тогдашнего населения.
В то же время в средневековой Европе грамотные люди были большой редкостью. Сохранились свидетельства, что жена французского кроля Генриха I Анна Ярославна подписывалась в документах своим именем, в то время как её супруг и его придворные ставили крестики.
Последние упоминания о Григорьевском затворе относятся к началу XVIII века. Тогда над Россией веяли уже другие ветры. Сын холмогорского помора Михайло Ломоносов уже присматривал место в рыбном обозе, держащем путь на Москву