Найти в Дзене
Drimogemon

Заброшенный Садонский рудник. Штольня «Красная»

Оглавление

Садонский рудник – старейшее свинцово-цинковое горнодобывающее предприятие на Северном Кавказе. В наше время объект полностью заброшен. За 150 лет работы предприятия было пройдено свыше 200 километров подземных туннелей внутри скальных массивов. Мы с друзьями решили своими глазами посмотреть, что осталось от промышленного гиганта Северной Осетии, снабжавшего сырьем Мизурский ГОК.

Штольня «Красная-бис»
Штольня «Красная-бис»

Краткая история

История добычи полиметаллических руд в ущелье реки Садон берёт своё начало в 40-х годах 18 века. После разведки месторождения, была начата проходка первых штолен рудника. Вскоре выдана первая свинцовая руда. Через 40 лет предприятие передано Бельгийскому промышленному обществу. На территории рабочего посёлка бельгийцы построили несколько красивых домов в европейском стиле. Промышленный комплекс активно развивался, на месторождении были обнаружены небольшие запасы серебра. Позже рудник вернулся "в руки" Российской Империи. Во времена Великой Отечественной войны шахтеры, для нужд фронта, добывали ценный стратегический свинец и цинк.

Транскавказская магистраль
Транскавказская магистраль

Начиная с 80-х объёмы добычи стали снижаться. Но роковым для рудника стал 2002 год. Садон повторил судьбу Тырныауза, "соседнего" моногорода, где шла добыча вольфрам-молибденовых руд. Посёлок почти полностью уничтожил сель. Горно-обогатительная фабрика в Мизуре (10 км от Садона) прекратила работу в 2009 году. С этого момента предприятие прекратило своё существование.

Посёлок Садон

В Садон мы с друзьям отправились в сентябре 2021 года. Основной целью было посещение заброшенных подземелий, разведка соседних рудников, а для меня это первая поездка в республику Северная Осетия. Главный рудник протянулся на 20 километров от рабочего посёлка Мизур до Верхнего Згида. Рядом находилось ещё несколько независимых систем, одной из которых был Архонский рудник, расположенный в 2 километрах не доезжая до Мизура.

Главная штольня Архонского рудника
Главная штольня Архонского рудника

Рудник найти не составило проблемы. Но в штольню лезть не стали. По рассказам бывалых, внутри очень грязно, плохая вентиляция и мало интересного. Оставили силы на штольню «Красную» – главную вскрывающую выработку в районе посёлка Садон.

По пути заехали в Мизур. Посетили горно-обогатительный комбинат. О нём как-нибудь напишу отдельную статью. Но а пока вернёмся к главной цели. Через пару часов мы въехали в Садон.

Посёлок Садон. «Бельгийский дом»
Посёлок Садон. «Бельгийский дом»

Сейчас население посёлка около 80 человек. Населенный пункт живёт тихой и размеренной жизнью. Большинство домов заброшено или уничтожено селем в 2002 году. Немного отдохнув и прогулявшись по окрестностям, мы вдвинулись на север, к штольням рудника. Благо объекты находились в пешей близости от посёлка.

Штольня «Красная»

В скалу вёл приятный бетонный портал на устье «Красной» штольни. Леша предупреждал, штольни Садона это не добрые рудники Бештау (Лермонтовский урановый) и «Молибден» (г. Тырныауз, КБР), здесь реально можно помереть от загазованности и потеряться сознание от нехватки кислорода. С вентиляцией всё плохо, система масштабная, устроена по шахтному типу (вместо вскрывающих месторождения штолен, здесь в основном слепые горизонты).

Портал на устье штольни «Красная»
Портал на устье штольни «Красная»

Дима Штайнер проводил съёмку, я записывал видео, остальная команда наслаждалась тёмными подземельями Садонского рудника. Мы обследовали предвходовую часть и все дублирующие устья. Немного разобравшись в планах, двинули к стволу. Александр Антохин говорил, что по стволу можно спуститься вниз, но авантюра крайне рискованная.

-7

Добравшись до шахты «Южной» я понял, что "ходок смерти" на Быке (Лермонтовский урановый рудник №2, – прим.), это просто путь жизни по сравнению с той лестницей, по которой можно (но не нужно!) добраться до нижних горизонтов. Теперь понятно, почему ниже никто не спускался. В руддворе стало жарко, дышалось с трудом. Тут мы поняли, что всё, самое интересное было найдено.

Спускаться по людскому ходку (на фото справа) было самоубийство. Площадки сгнили, а сами лестницы не были закреплены. До первого пролёта пришлось бы лезть через двухметровую пропасть. От данной авантюры отказались все. И слава богу.

Садонские лабиринты

Был вариант дойти до Згидского рудника. Но это ещё 5 километров лишь в одну сторону, потом подъём по стволу шахты «Ход» + метров 150 по вертикали. Бред, невыполнимая миссия. Второй вариант – идти в центр рудника до разрушенных шахт «РЭШ» и «Кировская». Третий же самый простой – идти на выход.

Полевой штрек рудника
Полевой штрек рудника

Уходить мы не хотели, и посему выбрали второй вариант. Но рудник сыграл с нами злую шутку. Вместо главного полевого штрека мы попали в вентиляционный квершлаг. Путь шёл через глину и затопления. Через каждые 500 метров встречались выходы на поверхность. Где то через час до нас дошло – мы проиграли, выбрав не тот путь. Оказалось, штрек пробит вдоль склона и идёт в сторону посёлка Мизур. Силы были на исходе, мы решили вернуться обратно и заскочить в шт. «Комсомольскую».

Одна из многочисленных развилок
Одна из многочисленных развилок

Нас ждал увлекательный путь обратно. Выработки в данном руднике хоть и не сильно затоплены, но на подошве очень много вязкой глины, которая затрудняла путь. Местами штреки укреплены бетонной крепью, но в большинстве крепление отсутствует.

В предвходовой части
В предвходовой части

«Комсомольская» – очень старая штольня, возрастом более 50 лет. Располагается на 30 метров ниже «Красной», а попасть в неё можно через уклон. Лестница так себе, но идти можно. Внизу мы увидели интересный штрек с медной рудой и заваленной крепью. Долго находиться там мы не стали, поэтому было решено идти обратно, ведь нас ждал самый интересный объект в этом путешествии – штольня «Мизурская».

Продолжение следует...

Штольня «Комсомольская»
Штольня «Комсомольская»

Фотографии: Дмитрий Штайнер

Смотри также

Заброшенный высокогорный рудник «Молибден». Подземелье на высоте 2165 метров.

Заброшенный рудник «Эльбрусский». В поисках мышьяка и цинка.