Найти тему
Загадки истории

Триумф революции #1.3/Франция в огне/3.Большое сердце маленького короля

Оглавление

Франция в огне

3.Большое сердце маленького короля

Трагическая смерть цесаревича Алексея, погибшего вместе со всей семьей последнего российского им­ператора Николая II, печальна и не­лепа. Но еще задолго до этого такая же судьба постигла другого наслед­ника престола. Им был Луи-Шарль, провозглашенный королем Франции Людовиком XVII. Под этим именем он и вошел в историю, хотя не был на троне ни одного дня.

Французский двор был местом, где властвовала любовь. И наверное, поэтому над принцем Луи-Шарлем, родившимся в Версале 27 марта 1785 года, с рождения лежала тень подозрения в бастардстве. Официально он был вторым сыном французского короля Лю­довика XVI и Марии-Антуанетты. Правда, король не считал Луи сво­им сыном.

Детство под подозрением

Однако, несмотря на это, Луи-Шарль был окружен всеобщей заботой и вниманием, а Мария-Антуанетта не чаяла в нем души. Юный принц был добрым, честным и, как ни странно, весьма тру­долюбивым мальчиком — в 4 года он собственными руками ухажи­вал в саду Версаля за розами, чтобы подарить их маме.
Мальчик отличался невероятным умом и отменной памятью: в 5 лет он уже умел читать, а к 7 годам владел итальянским языком и латынью. При этом юный принц имел отзывчивое и милосердное сердце и часто жертвовал свои личные вещи на бедных детей из го­родских приютов.
Детство юного принца кончилось 10 августа 1792 года, когда на Париж обрушилась вторая волна революции. В результате восстания тысяче-летняя французская монархия пала окончательно и беспово­ротно — Франция стала республикой.

Людовик XVII
Людовик XVII

Все королевское семейство превратилось просто в «граждан Ка- петов», по имени предка французских королей - Гуго Капета. Оно было арестовано и заключено в замок Тампль. Так для маленького Луи началось хождение по мукам.
Фанатичные вожди революции жаждали покончить с ненавист­ной им королевской семьей. Первой пришла очередь короля Людо­вика XVI: 21 января 1793 года он был казнен на гильотине.
Узнав об этом, Мария-Антуанетта опустилась на колени пе­ред ма-леньким Луи-Шарлем, присягнув ему как будущему монар­ху. Дворяне-эмигранты за границей во главе с младшим братом каз­ненного Людовика XVI, графом Прованским, провозгласили новым королем Франции семилетнего Луи-Шарля, который получил сле­дующий порядковый номер и заочно стал Людовиком XVII. Вернее всего, этим они подписали принцу смертный приговор.

Королева Мария-Антуанетта с детьми
Королева Мария-Антуанетта с детьми

Сын против матери

Тем временем якобинцам не терпелось расправиться и с короле­вой Марией-Антуанеттой. Но формально у них не было против нее никаких обвинений: она не правила страной, а за то, что она вела разгульный образ жизни, гильотина не полагалась. И тогда возник­ла идея сфаб-риковать против нее обвинение в кровосмешении и ис­пользовать для этого Луи-Шарля, чтобы ребенок обвинил собствен­ную мать.
Для этого мальчика разлучили с семьей и передали на перевос­питание сапожнику Антуану Симону и его жене, которые посели­лись в Тампле в одной комнате с юным королем. Они должны были вытравить из него королевское воспитание и сделать его настоящим «санкюлотом», то есть простолюдином.
Началась переделка принца в пролетария. Для этого в ход пуска­лись самые садистские способы: ребенка заставляли петь «Марсе­льезу», причем за каждую ошибку он получал подзатыльник. Ему не давали есть и спать, насильно заставляли пить вино и курить трубку. Угрожая смертью на гильотине, ребенка доводили до обмороков на нервной почве.
Однако семилетний мальчик стойко выдерживал все издеватель­ства и даже имел мужество требовать, чтобы ему показали закон, на основании которого его разлучили с родными.

Перевоспитание юного короля было поручено сапожнику Антуану Симону (справа)
Перевоспитание юного короля было поручено сапожнику Антуану Симону (справа)

До конца неизвестно, удалось ли деятелям революционного трибуна­ла сломить волю юного Людовика. Правда, в деле Марии-Антуанетты со­хра-нился протокол «допроса принца» от 6 октября 1793 года, в котором Луи якобы подтверждает, что часто спал в постели матери, что еще ни о чем не говорит, заверенный подписью «Луи- Шарль Капет». Однако эти неразборчи­вые каракули не имеют ничего общего с четким и ровным почерком принца, что говорит либо о совершенно неадек­ватном состоянии ребенка на момент его «допроса», либо об откровенной фальшивке. 16 октября 1793 года «вдова Капет», как революционеры именовали Марию-Антуанетту, была казнена по обвинению в измене родине.

Последняя встреча Людовика XVI со своей семьей
Последняя встреча Людовика XVI со своей семьей

Восьмилетний узник Тампля

В январе 1794 года Луи-Шарль остался без своих горе-опекунов, так как Симон отказался от этой работы, которая «мешала его рево­люционной деятельности». Около шести месяцев о мальчике вооб­ще никто не заботился.
Его просто бросили в отдельную комнату, переделанную в оди­ночную камеру. Революционеры так боялись этого несчастного ре­бенка, что наглухо заколотили все окна в его каморке, дверь напо­ловину замуровали, а верхнюю часть забрали решеткой, в которой имелось только маленькое отверстие для передачи пищи. Постель­ное белье его не менялось по нескольку месяцев, ему не давали мыться, и заброшенный всеми ребенок был с ног до головы покрыт вшами.
Как ни странно, именно в это время у Людовика появился впол­не реальный шанс выйти на свободу, о чем он, естественно, не подо­зревал.
Весной 1794 года, поочередно расправившись со своими политичес-кими противниками, Робеспьер фактически стал единоличным правителем Франции. Выше был только трон.
В мае 1794 года Робеспьер забрал Людовика из тюрьмы Тампля в свое имение Шале Медон. Говорили, что Робеспьер собирался ре­анимировать монархию с марионеточным королем Людовиком XVII и с собой в качестве регента и предложил измученному мальчику свободу в обмен на корону.
Но то, что Робеспьер вернул маленького узника обратно в тюрь­му, свидетельствует о крахе этого плана. Скорее всего, Людовик на­шел в себе силы и отказал палачу своих родителей. Если это действи­тельно так, то 9-летний мальчик проявил настоящий героизм.
В июле 1794 года Робеспьер был свергнут, и условия содержания Людовика заметно улучшились. Однако все перенесенные им изде­вательства и лишения не прошли даром: он выглядел заметно бо­лезненным и подавленным. Здоровье его было сильно подорвано ужасными условиями, в которых он содержался до этого. При этом мальчик постоянно кашлял: у него открылась чахотка.
Тем временем в стране полным хо­дом шли переговоры о восстановле­нии «конституционной монархии», во главе которой планировалось поста­вить юного Людовика ХVII. Причем вели эти переговоры не монархисты из-за границы, а сами вожди револю­ции.
Избавившись от Робеспьера и его диктатуры, революционные лидеры стремились дать стране передышку от террора и пересмотреть жесткую кон­ституцию 1793 года. Необходимо было также как можно быстрее заключить мир с европейскими странами, враждебно настроенными по отношению к революционной Франции. При этом многие из них, в частности Испания, выдвигали главным условием подписания мира непременное освобождение дофина.
Для достижения этой цели лидеры революции снова вернулись к идее реконструкции конституционной монархии, которую бы воз­главил девятилетний принц. При этом подразумевалось, что завое­вания революции никак не пострадают, а строй останется демокра­тическим.
И первые сдвиги в этом направлении уже начали предприни­маться: из Тампля выпустили сестру Людовика Марию Терезу, и ру­ководители республики уже вели переговоры с монархистами о предоставлении принцу более соответствующих условий. Но, к со­ жалению, эти планы не успели осуществиться.
8 июня 1795 года Луи-Шарль Капет скончался. Это случилось в Тампле. Ему было 10 лет и 2 месяца. После проведенного вскры­тия причиной смерти был установлен туберкулез. На теле мальчика обнаружили несколько опухолей и следы чесотки. Он был крайне худ и истощен от недоедания. Тело несчастного мальчика было по­хоронено в общей могиле, и в настоящий момент точное место его погребения неизвестно.

Сосуд с сердцем юного короля хранится в аббатстве Сен-Дени
Сосуд с сердцем юного короля хранится в аббатстве Сен-Дени

Согласно традиции, сердце покойного принца было сохранено врачом, проводившим вскрытие, и помещено в сосуд со спиртом. 8 июня 2004 года сердце Людовика ХVII похоронили в базилике Сен-Дени под Парижем — усыпальнице французских королей. Хрусталь­ный сосуд с сердцем был помещен в саркофаг, покрытый синим зна­менем с золотыми королев-скими лилиями. Его называют «Сердце Франции». Это все, что осталось от несчастного ребенка, попавшего в безжалостные жернова французской революции.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)