Найти тему

Притча о блудном сыне и другие насущные вопросы

О чем же эта притча? Все ли в нашей жизни зависит от нашего выбора? Если Бог такой Всемогущий, зачем же Он даёт жизнь человеку, если знает заранее какой выбор мы можем сделать? А почему же не истреблен был дьявол в самом начале? Почему Бог не явится мне и покажет Себя и Царство Его небесное?

Евангелие Луки 15 глава: Предположим, у кого-то из вас есть сто овец и одну из них он потерял. Разве не оставит он остальных девяносто девять в пустыне и не пойдет искать пропавшую, покуда не найдет? А найдя, обрадуется, взвалит ее себе на плечи и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: „Порадуйтесь со мной: я нашел пропавшую овцу!“ Верно вам говорю, точно так же и на небе будет больше радости из-за одного раскаявшегося грешника, чем из-за девяноста девяти праведников, которым не в чем раскаиваться. Или возьмите женщину, у которой есть десять драхм и одну она потеряла. Разве она не зажжет лампу и не станет мести дом, усердно ища, покуда не найдет? А найдя, созовет подруг и соседок и скажет: „Порадуйтесь со мной: я нашла монету, которую потеряла“. Такой же, поверьте Мне, будет радость у ангелов Божьих из-за одного раскаявшегося грешника». Иисус продолжал: «У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: „Отдай мне часть имущества, что мне причитается“. И тот разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын, все распродав, уехал с деньгами в далекую страну. И там, ведя беспутную жизнь, промотал все, что у него было. После того как он все истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал бедствовать. Он пошел и нанялся к одному из местных жителей, и тот послал его в свое имение пасти свиней. Он уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали. И тогда он, одумавшись, сказал себе: „Сколько работников у моего отца, и все едят до отвала и еще остается, а я тут погибаю с голоду! Пойду, вернусь к отцу и скажу ему: ‚Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников‘ “. И он немедля пошел к отцу. Он был еще далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его. Сын сказал ему: „Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном“. Но отец сказал слугам: „Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему перстень на руку и сандалии на ноги. Приведите и зарежьте откормленного теленка. Будем есть и веселиться. Ведь это мой сын: он был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся“. И они устроили праздник. А старший сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошел к дому, услышал музыку и пляску и, подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит. Тот ответил: „Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного теленка, потому что он вернулся жив и здоров“. Старший брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать. Но он ответил отцу: „Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чем тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. А вернулся этот твой сын, который проел все твое имущество с продажными девками, — и ты зарезал для него откормленного теленка!“ Но отец сказал ему: „Сынок, ты всегда со мной, и все, что есть у меня, твое. Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мертв и ожил, пропадал и нашелся“».

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. Блудный сын - это прообраз всего падшего человечества и каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной жизни; . «Часть имения», то есть доля имения младшего сына, - это дары Божии, которыми наделён человек - жизнь, здоровье, сила, способности. Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, - стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям, восстав против Его воли. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он живёт распутно, то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете - духовному опустошению, так как человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма и самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония, как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисеев, законников, священников, которые строго исполняют закон, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самонадеянного праведника и завистника. 

Язычники перестали полагаться на Бога и стали пробовать сами выстраивать свою жизнь, даже надеясь на совесть свою, полагая, что она приведет к самосовершенствованию и идеальности. Написано в Псалме 13 - Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа? Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных. Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

В Екклезиаст 8 главе объясняется почему искажается понимание о милости Бога - Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.

То есть в сердцах неверующих язычников пропадает страх расплаты за содеянное, хотя во 2 Петра 3 глава - Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Без Бога невозможно прийти к покаянию, нельзя понять закон Его, а следовательно и грехи свои. Основываться на своей совести тоже нельзя, так как она может привести к искаженным понятиям. Бог оставляет тех, кто грешит и упорствует в своих грехах, даже если большинство одобряют всё это. Но в то же время Он стоит и стучит в сердца людей любыми способами (сознательность, совесть, стыд, самосовершенствование), Бог не врывается и не ломает двери, не требует и не шантажирует, Он кроток и долготерпелив ко всем. Бог хочет чтобы Его сын вернулся в обитель Его.

Так кто же все-таки лучше? Тот ли. кто сказал, что нет Бога и пошел грешить в далекую страну или тот, кто остался, верил в Отца и жил, руководствуясь только законом? Никто, кроме Бога. Данная притча описывает милость Бога-Отца. У младшего сына было раскаяние и покаяние, так как он понял, что наша жизнь не может быть запланирована и расписана. Мы не знаем в какой день и час придет смерть. Некоторые ошибочно полагают, что у них обязательно будет шанс раскаяться, ведь на это не надо много времени, что Бог не в таком уж приоритете, чтобы уделять Ему время. У старшего сына тоже есть шанс, так как он в конце не стал спорить и противопоставлять что либо. Он мог согласиться словесно, но жить впоследствии по другому. В притче есть надежда и касается она не только конкретных персонажей.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней беззаконной жизни. По-моему история о младшем сыне тоже не закончена, выбор его еще в процессе, кто знает что будет через 5 лет, к примеру, может быть он станет таким же, как и старший брат, тем более прецедент был и ранее - не нравилась обыденная жизнь до ухода от отца. И заметьте, что дважды говорится о том, что был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Так значит, что если человек ушел от Создателя, получается. что он мертв и пропал, живет как-будто во тьме, не зная для чего живет и к чему стремится. Кто находит Создателя, тот оживает и приобретает милость Бога соответственно своему принятию, в том числе он начинает понимать себя и прощать себя. Даже если человек начинает верить в Бога и исполнять Его закон, не факт, что он достиг понимания милости и доброты Бога, как старший брат. Это долгий процесс и в какую сторону повернется выбор впоследствии зависит во многом от воли самого человека. Поэтому Бог дает жизнь человеку и дает выбор и далеко не единожды, а многократно, надеясь на понимание и покаяние в сердце. И из-за этого и дьявол не был истреблен в самом начале, так как и ему дан выбор из-за бесконечной мудрости и милости Отца. Хотя в библии пророчески указано, что он обречен будет в конечном итоге. И конечно же, мы не вправе требовать показать знаки и вообще все, что нам захочется. В Римлянам 9 главе - Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: «Зачем ты меня таким сделал?». Наши знания и мудрость значительно меньше. чем у Творца. Мы можем увидеть лишь один пазл, Создатель же видит всю картину миру в полном равновесии и гармонии, так как Он был всегда, есть и будет. Бог находится вне времени и вне нашего материального пространства, хотя на самом деле, контролирует и управляет всем и вся, в том числе всеми клетками нашего организма. Если Он сказал что нужно верить, быть верным Ему и доверять на сто процентов, значит это будет для нас полезнее и вернее делать, так как доказательства любви Отца тоже были проявлены во всей мощи, а кто не хочет их замечать, тот пока мертв и пропадает в одиночестве согласно этой притче.

В этой притче главное место занимает поведение Отца, Его превосходящая человеческие понятия доброта, милость, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «...Когда он был еще далеко, увидел его отец его», - говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Хотя до этого отец не пытался ограничить его и запереть дома, а позднее не стал искать его и вернуть, дав полную свободу выбора. Отец даже побежал к сыну навстречу. Сын начал исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния сына потому, что видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе». Богу не столь важно то, что у нас есть, не важно то, какими праведными делами мы занимаемся, а важнее то. какое отношение к Нему, что мы понимаем о Нем и как мы общаемся с Ним. Отец ничего не спрашивает в притче. Он велит слугам своим дать лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень - это указание на Божий дар прощённому грешнику - дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души.

В Ефесянам 3 главе - И потому я преклоняю колени перед Отцом, от имени которого ведет свое название всякий род на небе и на земле, и прошу Его наделить вас силой из сокровищ Своей Славы, даровав Духа, чтобы внутренний человек в вас становился крепче и чтобы благодаря вере Христос поселился в вашем сердце. Пусть любовь станет вашим корнем и фундаментом! И тогда вы будете достаточно сильны, чтобы вместе со всем святым народом Божьим постигнуть ширину и длину, высоту и глубину любви Христа и узнать ее, хотя она и превосходит всякое познание. И тогда вы станете столь совершенны, что достигнете полноты совершенства Бога! Слава Тому, чья сила, действуя в нас, способна совершить неизмеримо больше, чем все то, о чем мы можем попросить или даже помыслить. Слава Ему во всех поколениях через Церковь и Иисуса Христа во веки веков. Аминь.