Франция в огне
2.Как спасти революцию?
В 1789 году прежнее государственное устройство во Франции рухнуло. Все слои общества (разумеется, за исключением дворянства) пребывали в состоянии эйфории. Но к этому времени в стране наступил финансовый коллапс. И революционное государство попыталось решить свои проблемы с помощью крупномасштабной операции...
До революции во Франции уже около двух десятилетий существовали бумажные деньги, так называемые дисконтные кассовые билеты. Эти билеты и решили заменить новыми бумажными деньгами — ассигнатами, обеспеченными конфискованной недвижимостью.
19 и 21 декабря 1789 года Национальное собрание Франции издает декреты о выпуске ассигнатов, учреждении Чрезвычайной кассы для их выпуска и Учетной кассы для их выкупа. Уже в апреле 1790 года ассигнаты были выпущены. На них стали смотреть как на средство спасения революции.
Новое средство
Термин «ассигнаты» (по-французски assignats) происходит от латинского слова assign - «назначаю». На этих деньгах изображали аллегорические фигуры Равенства и Свободы с их атрибутами и скрижалью «Права человека». Там же помещались надписи о преследовании за их подделку: «Закон карает подделывателя», «Нация вознаграждает доносителя». Ассигнаты были объявлены законным платежным средством и обращались наравне с металлическими монетами.
Граждане первоначально питали исключительное доверие к ассигнатам, которые к тому приносили некоторую процентную прибыль: вначале — 5%, позднее — 3%. Первоначально планировалось, что все ассигнаты, полученные в уплату за землю, должны были быть сожжены. Но не тут-то было. Некоторые моментально уяснили для себя, что с ассигнатами можно многое сделать. И стали делать. Для многих операции с этими бумажными деньгами послужили средством обогащения. 16-17 апреля 1790 года был издан декрет, согласно которому процент, приносившийся этими облигациями, отменялся. Уже в январе 1790 года ассигнаты стоили в металлических деньгах всего 96% от номинала.
Декреты, декреты...
Революционной денежной системе пришлось прибегнуть к поддержке со стороны законов-декретов, которые обязали принимать ассигнаты к оплате. 12 сентября 1790 года Национальное собрание издало декрет, согласно которому ассигнаты объявлялись полноценными деньгами наравне с монетами. Через 17 дней был принят новый декрет. На этот раз отменялись все выплаты дохода по ассигнатам. 3 апреля 1792 года стали выпускаться ассигнаты в 10 ливров, 50,25,15 и 10 су. Впоследствии, по мере выпуска очередных партий свеженапечатанных бумажных денег, курс ассигнатов падал.
В январе 1792 года они стоили 72% от номинала, через год - уже 51%. В январе 1794 года — 40%, а через год упали до 18%. А декрет следовал за декретом. 8 апреля 1793 года Национальный конвент издал декрет о расчетах с государством только ассигнатами. А через три дня - новый декрет, согласно которому расчеты по любым платежам должны производиться только ассигнатами. 31 июля 1793 года последовал декрет, в котором предписывалось немедленно изъять из обращения ассигнаты номиналом более 100 ливров с портретом казненного короля. А уже на другой день, 1 августа был издан декрет об уголовной ответственности за отказ приема ассигнатов.
Несмотря на репрессии, курс ассигната падал со скоростью снежной лавины. 2 июля 1795 года он стоил всего 2,97%, 3 ноября 1795-го — 0,87%, 22 февраля 1796-го - 0,29%. У власти уже находились не якобинцы, а Директория. К этому времени, по некоторым сведениям, количество денег во Франции превосходило в 15 раз то, что обращалось до 1789 года. Как уже было сказано выше, станок работал безостановочно. Директория пришла к выводу, что ассигнаты в качестве финансового ресурса сыграли свою роль А для этого необходимо начать выпускать новый вид бумажных денег. И 23 декабря 1795 года Совет Директории издал закон, согласно которому количество ассигнатов в обращении не должно было превышать 40 миллиардов ливров, после чего все станки, матрицы и другие приспособления были немедленно уничтожены.