Найти тему
Социальный гуманитарий

Кого пришел спасти Христос

И в Европе, и в далекой Африке люди молятся с уверенностью, что эти молитвы – для них. Но некоторые толкователи Библии считают: в Книге книг четко указано, что Христос пришел спасти не всех людей, но лишь сынов Израилевых.

Что это значит? Миссия Сына Человеческого была совершена исключительно ради жителей Израиля (евреев)? Или эти толкователи Библии ошибаются?

Есть, как минимум, 4 версии, которые выработали теологи и верующие.

1. Христос пришел спасти только сынов Израилевых.

То есть речь о том, что Сын Божий воплотился в Человека сугубо ради избранного народа. В пользу этой версии говорит рассказ о хананеянке.

Цитата из Евангелия от Матфея
Цитата из Евангелия от Матфея

Причем вариант со словом «сыны» также разбивается на 2 под-версии:

  • речь идет только о представителях мужского пола;
  • речь идет обо всех – и мужчинах, и женщинах, просто в Библии по старинной патриархальной традиции весь народ сводится к мужчинам («сынам»).
Вспомним хоть такой пример.
Иисус накормил множество слушавшего Его народа дважды: 1-й раз – 5000 человек («Чудо пяти хлебов и двух рыб»); 2-й раз – 4000 человек («Чудо семи хлебов и рыбок»).
Но при этом Новый Завет уточняет: «…кроме женщин и детей» (Мф. 14:21; 15:38).

Как бы то ни было, в этой версии сквозит тема миссионерства еврейского народа.

2. Иисус пришел не ради всех жителей Израиля, но исключительно ради его праведных жителей.

Ведь и среди израильтян были маловерующие, скептики... грешники… фарисеи… Спасение же предназначалось не всему народу, но лишь праведникам.

Получается, что спастись может любой крестившийся и живущий по заповедям израильтянин.

Кадр из фильма «Страсти Христовы»
Кадр из фильма «Страсти Христовы»

3. Он пришел ради сынов Израилевых, а также нескольких самых праведных неизраильтян.

И здесь вновь вспомним рассказ о хананеянке из гл. 15 Евангелия от Матфея. Ей вначале не ответили, а затем сказали, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Однако в итоге вера этой женщины ее спасла.

Итак, важно было, как именно верят люди. Спасены были (и будут) те, кто верит без каких бы то ни было сомнений в спасении, без единой доли скептичности.

4. Иисус пришел спасти всех.

Мало кто обращает внимание на такой рассказ в Новом Завете о видении Апостола Петра.

С неба спускалась пища – животные, птицы, даже пpecмыкaющиecя – и был глас: «…Петр, заколи и ешь». Апостол отказался, так как не ел никогда «нечистого». Но ему трижды предлагалась эта пища и был ответ: «…что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10:9–16).

Размышляя над этим видением, Петр пришел к выводу: ранее иудеям нельзя было «сближаться с иноплеменником», но в этом видении «Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28).

После этого учениками Христа было решено проповедовать Его слово всем, невзирая на нации и исповедания, поскольку «боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35).

Так бывшие язычники становились христианами. То есть им тоже было предуготовано спасение – в случае, если они верили и соблюдали заповеди, конечно.

Почему спасение предназначалось для всех? Некоторые считают, что израильтяне не приняли Христа, поэтому Он решил призвать всех остальных.

Однако вряд ли можно оценивать позицию Сына Божьего как изменяющуюся, пересмотренную Им. Иначе получится, будто каким-то из Его высказываний верить можно, а каким-то – нет; но это неправильно: верить надо всем Его словам.

Тогда как на самом деле?

Перечитаем заново Деяния святых Апостолов, уже упомянутые здесь, и увидим: не было ничего вынужденного в распространении спасения на прочие народы. Но «Бог нелецеприятен» (Деян. 10:34), т. е. ко всем относится одинаково, невзирая на нации.

И не только святые Апостолы, но и Сам Иисус говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и Один Пастырь» (Ин. 10:16).

_______________

Конечно, каждый человек вправе по велению своей души принимать ту или иную версию, расширять и сужать смысл этих гипотез, выдвигать собственные суждения и проч.

По моему мнению, верна 4-я версия. Именно она побуждает жить честно, любить и двигаться вперед к свету.

П. с. Также читайте интересную статью «Почему один просит – и ему дается Свыше, а другой тоже просит – а ему ничего нет?».

#религия #Библия #философия #наука #психология #будущее #история #православие #христианство