Теория равенства (справедливости) Адамса
Эта теория демонстрирует основные проблемы, ухудшающие производительность труда. Ими становятся чувство недооцененности у сотрудников и чувство вины из-за переоцененности. Для соблюдения равновесия важно придерживаться «входов» и «выходов», организующих рабочий процесс.
Вход — это вклад сотрудника в компанию. Выход — та награда, которую он получает за свою работу. Между этими показателями должен быть справедливый баланс, чтобы поддерживать оптимальную работу производства.
Модель Портера-Лоулера
Она объясняет, от чего зависит степень эффективности и мотивированности сотрудников предприятия. Исследования говорят, что работник прикладывает усилия в соответствии с ожидаемой заработной платой. Поэтому если она невысока, сотрудник исполняет обязанности соответствующе.
Существует связь между потраченными усилиями и внутренним состоянием человека. Это приводит к другому важному выводу: человеку важно не только материальное поощрение, но и удовлетворение собственными результатами труда.
Теория МакКлелланда
Смысл теории в том, что людям не стоит отвлекаться на низшие потребности, которые уже удовлетворены, а следует сосредоточиться на высоких потребностях, формируемых жизненным опытом. К высоким потребностям относятся:
- стремление к профессиональным и личностным достижениям;
- желание быть частью общества, взаимодействовать с людьми и занимать высокое положение в своей социальной группе;
- необходимость иметь власть, позволяющую контролировать жизнь окружающих и нести ответственность.
Основная XY-теория МакГрегора
Она содержит две составляющие — Х и Y. Теория Х говорит о том, что работники сами по себе пассивны, стремятся перекинуть ответственность на кого-то другого, предпочитают не брать на себя дополнительную нагрузку. Теория Y показывает, что сотрудники при благоприятных условиях готовы продуктивно трудиться и эффективно выполнять поставленные задачи. Сочетание этих теорий позволяет апеллировать к разным желаниям и мотивам, подбирая способы мотивации для людей обеих категорий.
Современная теория Z Оучи
Это управленческая модель, разработанная с учетом американского и японского опыта в менеджменте. Оучи считал, что главной мотивацией для сотрудников становятся не деньги, а чувство сопричастности, дух коллектива, возможность видеть результаты своего труда и получать от этого удовлетворение. Он указывал на то, что сотрудники становятся более мотивированными, если могут принимать участие в обсуждениях, дискуссиях, проявлять инициативу и делиться мнениями. При этом ответственность за принятые решения распределяется коллективно, что стимулирует каждого сотрудника участвовать в обсуждении.
Мифы о мотивации
Мотивация человека складывается из различных факторов, из-за чего появилось множество бесполезных советов. К основным мифам можно отнести следующие:
- Если записывать цели, это обязательно приведет к отличному результату. Считается, что проговаривание и фиксация задач стопроцентно гарантирует успех, так как это повышает сосредоточенность на планах.
- Нужно прикладывать все возможные усилия. Следуя такому совету, легко перегореть, не рассчитав свои возможности. И вместо планомерного выполнения задачи получается наполовину законченный проект в короткие сроки, который человек уже не в состоянии реализовать.
- Необходимо визуализировать успех. Просто визуализация — бесполезный инструмент, если она не подкреплена действиями. Это может вдохновить человека в краткосрочной перспективе, но в целом будет неэффективным инструментом для длительного достижения поставленных целей.
Заключение
Мотивация — важная составляющая личностного и профессионального роста. Она должна формироваться в соответствии с личными особенностями человека или с учетом той ситуации, в которой он находится. Эффективнее всего сочетать несколько разновидностей мотивации для стимулирования различных внутренних потребностей. Это помогает человеку мобилизовать внутренние ресурсы для работы и ощутить удовлетворение в предвкушении результата.
Чтобы сотрудники не растеряли мотивацию из-за однообразных отчетов и рутинных задач, подключите сквозную аналитику Calltouch. Все сведения о целевом трафике, доходах, расходах на рекламу, лидах автоматически сводятся в одно окно — удобная аналитика будет у вас под рукой, а коллектив отсанется мотивированным.