Найти тему
Евгений Трифонов

Зангезурский конфликт: ждать ли войны?

На ирано-азербайджанской границы «тучи ходят хмуро – край суровый тишиной объят». Правда, тишина нарушается рёвом танковых и прочих моторов, гортанными выкриками военных команд. Иран направил к границе сильные воинские соединения, а из Тегерана звучат угрозы начать войну против северного соседа.

Иранские войска двигаются к границам Азербайджана
Иранские войска двигаются к границам Азербайджана

Поводом для нарастания напряжённости стали препятствия для провоза грузов из Ирана в Карабах. Баку обвинил иранских водителей в незаконном пересечении границы и заявил, что провоз иранского бензина запрещён из-за санкций США против Ирана (правда, азербайджанские таможенники, понимая американские санкции весьма своеобразно, содрали с иранцев по $100 с бензовоза - и пропустили). Иран, беспрепятственно ввозящий товары в Армению, а ранее – и в контролировавшийся армянами Карабах, возмутился и начал сосредоточение войск у границы.

Конечно, проблемы с экспортом обезлюдевшую армянскую часть Карабаха для Ирана – мелочь. Да и экспорт в бедную 3-миллионную Армению (в Иране 82 миллиона жителей) не так уж важен для Ирана.

Вторая Карабахская война, выигранная турецко-азербайджанским союзом, низвела Армению до уровня объекта закавказской политики: теперь эта страна может лишь беспомощно протестовать против нарушений её суверенитета турецко-азербайджанскими силами. Россия получила статус миротворца и право держать в зоне конфликта воинский контингент. А Иран, претендующий на статус региональной державы, не получил возможности даже поучаствовать в обсуждении изменений в Закавказье. Для Тегерана это стало колоссальным унижением.

Но на первом месте – создание транспортного коридора из Турции и Нахичевани в Азербайджан через Армению, которым занимаются Анкара и Баку. Этот коридор отрежет Иран от Армении, что политически неприемлемо для Тегерана.

Зангезурский коридор
Зангезурский коридор

Иран окружён врагами – открытыми, как Саудовская Аравия, Азербайджан, Пакистан, а теперь ещё и Афганистан, или неявными, как Турция и Туркменистан (врагом Ирана не является только Ирак, но ситуация в этой стране так сложна, что даже наличие сильных проиранских ополчений не делает Багдад союзником Тегерана – слишком сильно в Ираке влияние США и Саудовской Аравии). В военных учениях «Три брата-2021» в Каспийском море участвовали Азербайджан, Турция и Пакистан – это показало Тегерану, что три соседа готовы действовать против него.

Остаётся только Армения – нейтральная страна, зависимая от иранских поставок из-за турецко-азербайджанской блокады. Открытая граница с Арменией, сбалансированные отношения с ней для Ирана означают, что он не одинок в мире. Появление Зангезурского коридора из Турции в Азербайджан отрежет Армению от Ирана, и заставит Тегеран буквально завопить, подобно Демьяну Бедному – «Товарищи, мы в огненном кольце!».

Иногда высказывают мысль, что Иран, мол, сочувствует Армении, и поэтому пошёл на конфликт с Азербайджаном из-за Карабаха. Полноте – нисколько не сочувствует (Армения – не шиитская страна, и к тому же не скрывает стремления вступить в Евросоюз и НАТО). Другое дело, что Азербайджан в Иране действительно терпеть не могут. Первая причина – историческая: в Иране считают (и это официальная версия) что северная часть древней персидской провинции Азербайджан была отторгнута русскими войсками в 1813 году, а в ХХ веке на отторгнутой территории образовалась Азербайджанская ССР, в которой государствообразующим этносом стало местное тюркское племя.

Вторая причина – политическая. По разным оценкам, от 16 до 40% населения Ирана (14-30 млн. человек) – этнические азербайджанцы. Они компактно населяют Иранский Азербайджан, составляя там абсолютное большинство. Отношения между ними и центральной властью всегда были далеки от идиллии, а в начале 1920-х и в 1946 годах Иранский Азербайджан пытался отделиться от Ирана, причём при помощи СССР и с подачи руководства Азербайджанской ССР. В настоящее время в Иранском Азербайджане сильны сепаратистские настроения, подогреваемые (по мнению Тегерана) из Баку и Анкары.

-3

Внешняя политика президента Турции Реджепа Тейипа Эрдогана – «собирание» тюркских земель, и главное её направление –азербайджанское. Активное участие Турции во Второй карабахской войне 2020 года – тому свидетельство. Как и националистический экстаз, охвативший Турцию после победы Азербайджана, суть которого в том, что турки и азербайджанцы – единый народ-победитель. После поражения армян в Азербайджане расположились турецкие войска (хотя это нарушает российско-армяно-азербайджанский договор), а в Анкаре и Баку заговорили о создании единой армии. По сути, это означает поглощение Азербайджана Турцией.

Важнейшим элементом турко-азербайджанской интеграции является Зангезурский коридор. Не случайно в Турции его прямо называют Тюркским коридором, подчёркивая национальное значение проектируемой магистрали. Естественно, объединение Турция-Азербайджан будет стремиться присоединить и Иранский Азербайджан. Представьте себе: огромное супергосударство с населением в 110-120 миллионов человек, большими запасами нефти газа, простирающееся от Босфора до Каспийского моря! Вот она, мечта пантюркистов, воплощаемая в жизнь Эрдоганом!

Правда, для этого необходимо сокрушить Иран. Выгодоприобретателем от сокрушения Ирана будет и Израиль, существованию которого открыто угрожает тегеранский режим «бешеных мулл». Болезненные точечные удары, наносимые израильскими спецслужбами по Ирану (ликвидация физиков-ядерщиков, взрывы на иранских военных объектах) существованию режима не угрожают, но ослабляют и дискредитируют его в глазах населения и исламского мира. И помогают расшатывать иранское господство в Иранском Азербайджане. Поэтому (а вовсе не от любви к Азербайджану и не от нелюбви к армянам) Израиль оказывает большую военно-техническую помощь Азербайджану. По сути, он превратился в главную базу для израильских операций против Ирана – других пограничных с Ираном стран, позволяющих «Моссаду» оперировать против Ирана, нет. А это бесит Тегеран ещё сильнее.

Но сил для войны с Турцией и Азербайджаном у Ирана нет. Иранская армия может сколько угодно реветь моторами танков и самолётов у азербайджанских границ, но это – картинка для внутреннего пользования. Турки с азербайджанцами, да и прочий мир, знают, что изделия иранского ВПК – плохие копии американских и советских машин, а основная часть вооружений – устаревшая советская техника и совсем древняя американская, поставленная ещё шаху, с трудом поддерживаемая иранскими техниками для её способности кое-как ездить и стрелять. Никакой современной электроники, без которой военная техника – груда металлолома, Иран не производит, а Китай и Северная Корея поставляют старье – первый не доверяет Ирану, вторая сама имеет древнее барахло. Иранские части (причём элитные) продемонстрировали в Сирии весьма низкую эффективность, и громить неорганизованных террористов могли только при воздушной поддержке России.

И, наконец, внутренняя стабильность, без которой вести войну нельзя. В Турции есть сильная оппозиция Эрдогану, но она не ставит под сомнение легитимность турецкого государства и политической системы в целом, за исключением курдских партизан и коммунистического подполья. Но в последние годы деятельность тех и других практически сведена к нулю. В Азербайджане оппозиционная деятельность утонула в радостной эйфории по поводу победы во Второй Карабахской войне. Экономики тюркских стран-союзниц тоже чувствуют себя неплохо.

Иран же охвачен системным социально-экономическим кризисом, и ситуация там всё больше усугубляется. Свет в конце иранского тоннеля может появиться только после заключения ядерной сделки с США и Европой, но до этого пока далеко. Более того: в разгар Зангезурского кризиса американские СМИ, не называя фамилий, сообщили, что представители администрации Байдена не исключают военного удара по Ирану, если возникнут подозрения, что он продолжает разработку ядерного оружия (что неудивительно: Турция - член НАТО, и Байден всячески пытается улучшить с ней отношения, а поддержка Анкары против Ирана – прекрасный повод для этого). Какая уж тут ядерная сделка, какое снятие санкций…

Режим «бешеных мулл», степень «бешенства» которого резко возросла в результате прихода к власти нынешнего президента Ибрахима Раиси, поддерживается бюрократией, силовиками и исламским духовенством, но большинство иранцев всё-таки не принадлежат ни к тем, ни к другим. Против режима настроены нацменьшинства (а это около половины населения), причём среди курдов, арабов и белуджей действуют партизанские формирования. Городская молодёжь также в большинстве своём настроена либо оппозиционно, либо скептически по отношению к режиму. В отличие от Турции, иранская оппозиция отвергает не конкретного лидера страны, его программу и его партию, а режим как таковой - сам принцип исламской республики. В подполье действуют исламо-социалисты («моджахедины иранского народа») и усиливающие в последние годы своё влияние монархисты. Поэтому тыл у иранской армии слабый: «если завтра война, если завтра в поход», иранский народ, по крайней мере в значительной своей части, откажет власти в повиновении. По-видимому, самая «бешеная» часть правящих мулл отказывается это понимать, но в иранской верхушке есть и относительно здравомыслящие люди, понимающие, что война в таких условиях будет означать крушение режима.

Курдские партизаны, воюющие против иранского режима
Курдские партизаны, воюющие против иранского режима

Поэтому Тегеран попытался заручиться поддержкой России в противостоянии Анкаре и Баку (визит в Москву министра иностранных дел Ирана Абдоллахияна), что говорит только о его недальновидности. Москва тесно связана с Турцией договорами экономического («Турецкий поток» и т.д.) и военно-политического (Сирия и Карабах) характера, что о поддержке ею Ирана против Турции нечего и мечтать.

Поэтому Ирану придётся остановить свои танковые колонны на границе Азербайджана. Конечно, интеллектуальный уровень некоторых иранских руководителей, очень низок (в частности, тех, кто позволяет себе воинственные заявления), но даже в Тегеране есть более-менее здравомыслящие люди, которые не позволят «ястребам» развязать войну с гораздо более сильными соседями и поставить под удар существование самого режима.

Если в ближайшие месяцы ядерная сделка не будет заключена, и с Ирана не снимут санкции, кризис в этой стране перерастёт в полномасштабную катастрофу, и Тегерану будет не до Зангезура. Зато Азербайджан и Турция получат возможность резко активизировать действия в Иранском Азербайджане, которые в перспективе могут привести к распаду Ирана и отделению от него обширных территорий, населённых азербайджанцами.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц