Когда мы смотрим на нашу склонность к насилию, эпидемию ожирения, выглядит, будто люди пытаются изничтожить себя. Но эволюция и поведение связаны между собой. Эти тенденции парадоксально связаны с выживанием. Нужны ли они нам до сих пор?
Истоки иррациональных страхов
Представьте, что вы куда-то едите на машине. Подумайте об этом. Насколько вы будете напуганы или обеспокоены, когда машина начнет движение по улице? Вопрос может показаться странным, но рассмотрите его по шкале от 1 до 10, где 1 - не страшно, а 10 - очень страшно, насколько вы испуганы или нервничаете, находясь в движущейся машине? Многие люди, скорее всего, скажут «1» по этой шкале или, самое большее, «2».
А теперь представьте, что вы сидите в одиночестве на скамейке в парке. Можете это представить? Вы сидите на скамейке. И вы смотрите, и, может быть, в пяти футах от вас находится змея. Она ничего не делает - она просто лежит и смотрит на вас. Насколько вы были бы обеспокоены или напуганы? По шкале от 1 до 10, насколько вы испугались бы или нервничали, обнаружив, что сидите рядом со змеей?
Ответы будут различаться по уровню комфорта в зависимости от ситуации; одним людям может быть более удобно, чем другим. Но даже в этом случае сомнительно, что есть много людей, которые оценили бы степень своей нервозности только как «1». Для некоторых людей уровень тревожности, вероятно, будет намного ближе к «10».
Количество людей, погибших в автомобильных авариях, намного превышает количество людей, погибших от укусов змей. За последние несколько лет автомобильные аварии унесли от 35 000 до 40 000 жизней и около 3 миллионов травм ежегодно в Соединенных Штатах. Это в среднем более 100 смертей и 8000 травм в день. Согласно имеющимся данным за последнее время, от укусов змей погибло не более 12 человек.
По всем рациональным стандартам вы должны быть намного, намного, намного больше бояться садиться в машину, чем увидеть змею. Но это не так. В этом иррациональном страхе вступает в игру эволюция. В ходе эволюции человека, пока мы бродили по африканской саванне, укусы змей были реальной угрозой.
Наши доисторические предки, которые боялись змей, имели гораздо больше шансов выжить и размножаться, чем те, кто не боялся змей; или того хуже, те, кто пробовал играть со змеями.
Эволюционная функция агрессии
Еще одно загадочное поведение, которое может иметь некоторую эволюционную основу, связано с агрессией. Люди - очень агрессивный вид. Говорим ли мы о крупномасштабных случаях агрессии, таких как геноцид, агрессия между странами, уличное насилие, убийства или домашнее насилие; люди причиняют друг другу сильную боль. И даже если мы на самом деле не причиняем вреда другим людям, у большинства из нас иногда бывают агрессивные побуждения, которые мы должны сдерживать.
Большая часть агрессии кажется бессмысленной. Страны воюют из-за незначительных споров, а люди убивают других из-за очень незначительных проступков. Часто требуется немногое, чтобы развязать жестокий эпизод. Ясно, что склонность к агрессии заложена в психике человека. Но почему?
Согласно эволюционному мышлению, многие примеры современной агрессии являются проявлением стратегий, которые способствовали выживанию и воспроизводству на протяжении эволюционной истории. Глядя на других животных, легко увидеть, как агрессия помогает животным защищать свою территорию, защищать себя и свое потомство, а также добывать и защищать ресурсы, например, еду.
То же самое и с людьми. В те дни, когда у нас не было культуры, правоохранительных органов и армии для защиты, каждый человек должен был уметь отражать угрозы агрессией, когда это необходимо. Не агрессивные особи просто не выжили бы, и их потомство тоже было бы в опасности.
Конечно, в современных цивилизациях личная агрессия редко бывает полезной и, по сути, может доставить человеку много неприятностей. Но черты человеческой природы эволюционировали, потому что они были адаптивными в среде, в которой наши доисторические предки жили во время эволюции человека, и они могут иметь или не иметь смысл в среде, в которой мы живем сегодня.
Человеческая природа эволюционировала в основном на равнинах Африки, когда наши предки бродили в качестве кочевых падальщиков, собирателей и охотников, задолго до того, как появились оседлые общины.
Корни переедания
Другой пример эволюционной адаптации, которая сегодня создает проблемы, касается физиологических механизмов, контролирующих наше пищевое поведение. Во многих странах, в том числе в России, распространена эпидемия ожирения. Глядя на все проблемы со здоровьем, связанные с лишним весом, похоже, что наши развитые механизмы питания работают со сбоями.
Почему многие из нас едят слишком много и даже продолжают есть, когда не голодны и даже когда сознательно понимают, что подрываем свое здоровье и укорачивают жизнь?
Кажется, ответ заключается в том, что у людей есть развитый механизм, позволяющий принимать пищу всякий раз, когда она доступна.
На протяжении почти всей эволюции человека наши дни были потрачены на поиски пищи. Когда мы находили еду, имело смысл съесть как можно больше, потому что у нас не было возможности хранить или носить с собой лишнюю еду, и мы не знали, сколько времени может пройти, прежде чем мы снова будем есть.
Проблема в том, что сегодня в развитых странах у большинства людей в наличии гораздо больше еды, чем им нужно. Мы можем выходить и есть столько, сколько захотим, 24 часа в сутки.
Что еще хуже, мы, кажется, особенно склонны к сладкой и жирной пище. Мы редко слышим о людях, которые едят слишком много салата или сельдерея или слишком много помидоров. Ответ может заключаться в том, что такие продукты были довольно распространены на равнинах Африки, поэтому обжорство не имело никакого смысла, когда дело касалось овощей. Но сладкие фрукты были менее распространены, а жирное мясо животных - еще реже.
Опять же, когда наши доисторические предки наконец нашли сладкие фрукты или убили животное, им было выгодно есть как можно больше. Итак, если мы не очень много работаем, чтобы контролировать себя, многие из нас с удовольствием съедают большой сочный бургер, а затем отправляются на десерт.
Эволюционная психология и свобода воли
Многие люди негативно реагируют на эволюционные объяснения поведения, потому что думают, что если какое-то поведение - например, агрессия или переедание - является естественным, то кажется, что мы не можем его изменить или, может быть, нам даже не следует пытаться. Но это не так. Конечно, эти реакции были естественными и нормальными для среды, в которой происходила эволюция, но это не означает, что современные люди обязательно должны действовать таким образом.
Никто из нас не живет естественным образом в соответствии с нашими развитыми побуждениями. Если бы мы жили как доисторические люди, мы бы не строили дома, не носили одежду, не применяли бы санитарные меры и не использовали бы противозачаточные средства.
И то, что человеческая природа была создана определенным образом для решения проблем доисторической жизни, не означает, что мы не можем сознательно решить поступить иначе. Мы можем контролировать свое питание в определенных пределах, мы можем управлять своими агрессивными импульсами, и многие из нас могут заставить себя взять в руки змею.
Контролировать конкретную реакцию труднее, если она связана с эволюционно разработанной системой. Это просто означает, что мы должны стараться больше, а не то, что мы не должны вообще пытаться. И знание того, что мы иногда работаем против миллионов лет эволюции, помогает нам понять, почему наша человеческая природа иногда заставляет нас вести себя таким образом, который не всегда отвечает нашим интересам.
#психология жизни #психология #история #природа #агрессия #переедание #страх