В шотландском замке Castle Craig лечат людей с зависимостью от криптовалюты, которая зачастую усугубляется пристрастием к запрещенным веществам и алкоголю.
Несколько месяцев назад 49-летний Стивен Эльфинстоун проводил все дни и ночи, наблюдая за графиками траектории цены Биткоина, пытаясь отыскать ключ к движению криптовалют в мифологии викингов. В свое время он приобрел, а затем потерял сотни биткоинов. Свою страсть к построению графиков Эльфинстоун подпитывал мифологией викингов, нумерологией и коктейлем из запрещенных веществ, ЛСД, грибов, амфетаминов и кетамина. Сейчас Стивен проходит лечение в Castle Craig — первой в мире реабилитационной клинике, помогающей избавиться от пристрастия к криптовалютам.
Методы терапии этой новой зависимости пока не доказаны, однако всеобщий рост интереса к криптоторговле, усиленный необходимостью соблюдения самоизоляции и бычьим рынком, сомнений не вызывает. По словам врача клиники Тони Марини, количество заявок на лечение по его программе крипто-реабилитации по сравнению с прошлым годом увеличилось в 10 раз.
От гэмблинга и запрещенных веществ к торговле биткоином
Размещенная в великолепном замке восемнадцатого века клиника Castle Craig находится примерно в 25 милях от Эдинбурга, столицы Шотландии — страны, в которой на душу населения приходится гораздо больше смертей от употребления запрещенных веществ, чем в любом другом европейском государстве.
56-летний щеголеватый шотландец итальянского происхождения Марини некогда и сам был наркозависимым. Он пристрастился к азартным играм, алкоголю и кокаину еще в подростковом возрасте, и поменял свою жизнь только 16 лет назад, оказавшись на грани жизни и смерти.
Марини считает, что у торговли криптовалютой много общего с азартными играми, и называет себя первым терапевтом, распознавшим эту закономерность. Путь к зависимости начинается со случайных сделок и частых выигрышей, подпитывающих тягу к дофамину и вызывающих мысли о крупных победах. Это происходит на фоне постоянных проигрышей и постепенной потере личности и заканчивается изоляцией и замкнутостью. В итоге эта зависимость может привести к незаконным действиям и даже стать причиной суицида.
«Если сказать человеку, который занимается криптовалютой, что он играет в азартные игры, он конечно, не согласится», — объясняет Марини, рассказывая о сходстве между гэмблингом и криптоторговлей, — однако если заменить словосочетание «азартные игры» на «трейдинг», все встанет на свои места».
Один из клиентов Марини работал в сфере финансов и в 2010 году начал торговать биткоином (BTC). Он допустил несколько ошибок и стал терять деньги, в результате чего присвоил более миллиона фунтов стерлингов (1,3 миллиона долларов) средств своей компании.
«Обычно люди начинают с того, что хотят что-то приобрети в даркнете. Единственный способ это сделать – криптовалюта, — рассказывает Марини, — самая серьезная проблема — это перекрестная зависимость (с криптовалютой), начинающаяся через наркотики и алкоголь».
С 2017 года Марини излечил от криптозависимости 15 пациентов. Он говорит, что чаще люди обращаются в клинику, чтобы избавиться от пристрастия к запрещенным веществам и алкоголю, и уже в процессе лечения «часто выясняются другие навязчивые идеи поведения, и в первую очередь, это криптозависимость».
К этой категории можно отнести восемь или девять человек из 50 пациентов, проходящих сейчас лечение в клинике. Обычно это люди от 20 до 45 лет, имеющие «немного свободных денег».
На территории клиники живут ламы и дружелюбная свинья. Всюду тянутся обсаженные деревьями тропинки с великолепным панорамным видом на сельскую местность и многочисленные хозяйственные постройки — бывшие помещения для прислуги в замке – здесь размещаются пациенты. Имеется и небольшое помещение для курения: никотин и кофеин – единственное, что разрешено жителям Castle Craig. Даже использование мобильных телефонов строго ограничено двумя часами в неделю.
«Они постоянно в телефоне, в ноутбуке, в компьютере… наблюдают за ценами движущихся вверх и вниз криптовалют», — объясняет Марини, — когда их лишают телефона или компьютера, у них возникает тревога, потливость ладоней и панические атаки».
Путь к зависимости
Castle Craig позиционирует себя как единственный центр лечения криптовалютной зависимости в период с 2017 по 2019 годы. Пациентами клиники являются не только жители Шотландии – сюда приезжают люди из Объединенного Королевства, ОАЭ, Мальты, Ирландии и Нидерландов.
Лечение стоит недешево. Но шестимесячный курс реабилитации Стивена Эльфинстона финансирует Британская национальная служба здравоохранения.
Эльфинстоун находится на 58-м дне терапии. В основе курса лежит программа из 12 шагов, широко используемая Обществом Анонимных Алкоголиков. Этот план известен как модель Миннесоты и применяется для лечения многих зависимостей.
«Я твердо уверен, что 12-этапная программа должна применяться при криптовалютной зависимости», — говорит Эльфинстоун, в шутку называя Castle Craig «криптозамком».
Его лечащие врачи настаивают, что прежде чем работать с навязчивыми идеями, связанными с криптовалютой, Стивен должен избавиться от проблем с запрещенными веществами и алкоголем.
В 1971 году в Северном море у побережья Шетландских островов обнаружили нефть. В семидесятые годы эта отрасль была одной из самых прибыльных в Великобритании и привлекала тысячи временных рабочих, в том числе, отца Эльфинстоуна.
«Я — дитя нефтяной промышленности», — говорит Эльфинстоун, и, ссылаясь на историю алкоголизма в его семье, «человек с психологической травмой поколений».
Эльфинстоун уехал из Шотландии в Англию и заработал приличное состояние, работая в строительстве подземных туннелей, и это позволило ему инвестировать.
Он начал с торговли акциями и золотом, а в 2015 году углубился в даркнет и увлекся биткоинами. Он занимался криптовалютой в промежутках между контрактами на рытье туннелей. Однако после тяжелой личной травмы он обратился к запрещенным веществам, и начались большие проблемы.
В итоге, в конце 2019 года и начале нового криптовалютного бума безработный Эльфинстоун вернулся на Шетландские острова.
Он стал одержим ценовыми графиками, полностью сосредоточившись на цифровом значении дат и ценовой информации, называя себя «аналитиком формы».
Сейчас у Эльфинстоуна не осталось ни одного биткоина. Постоянно пребывая в неустойчивом психическом состоянии, вызванном запрещенными веществами, он не сохранял или терял коды доступа к своим криптовалютным кошелькам.
Он все еще думает, что сможет во всем разобраться и связывает свое будущее с работой биткоин-аналитика.
«Он пришел, чтобы вылечиться от наркотиков и алкоголя. И он думал, что криптовалюта — это то, к чему он сможет вернуться», — объясняет Марини, — «Но мы должны быть очень осторожны и не позволить криптовалюте заставить людей вернуться к попыткам избавиться от своих тяжелых эмоций с помощью наркотиков и алкоголя».
Больше всего Марини беспокоит то, что СМИ постоянно рассказывают о людях, заработавших огромные состояния на криптоторговле:
Мы не слышим о людях, которые потеряли деньги. Людям так стыдно. Они чувствуют себя такими виноватыми. Они не хотят об этом говорить. Они чувствуют себя глупыми.
Опрос, проведенный среди людей, пытавшихся покончить с азартными играми, показал, что почти 40% из них думали о суициде, а 33% — предпринимали попытки самоубийства. Марини утверждает, что гэмблинг становится причиной суицида в три раза чем какая-либо другая зависимость.
Так что же делать людям, начинающим понимать, что их криптовалютная торговля выходит из-под контроля?
«Отправляйтесь туда, где лечат от игровой зависимости», — говорит Марини, — «Проблема в том, что для людей нет никакого финансирования». Между тем, добавляет он, «игорные заведения приносят миллиарды».
То же самое можно сказать и о криптовалютных биржах.
Второе мнение
Тем не менее, далеко не все врачи считают, что азартные игры, криптовалюта, запрещенные вещества и алкоголь настолько тесно взаимосвязаны.
«По сути, это вид гэмблинга, но в то же время это не он», — утверждает врач из Таиланда Дилан Керр.
Круг пациентов Керра достаточно широк — от проблемных знаменитостей (он был официальным советником британской рок-группы The Libertines во время их турне) до выгоревших руководителей и криптотрейдеров. Многие из его клиентов живут в Юго-Восточной Азии и Великобритании.
«В прошлом некоторые из моих клиентов зарабатывали при помощи крипто и они до сих пор инвестируют в развитие различных ПО и будущих разработок в криптовалютной сфере, что, конечно, может несколько усложнить ситуацию», — говорит он.
«Минус в том, что многие врачи не знакомы с этой отраслью и не совсем понимают, что это такое», — добавляет он.
Он объясняет, что торговля криптовалютой отличается от азартных игр (и торговли акциями) благодаря своим характеристикам, к которым относятся круглосуточная доступность, волатильность и огромное количество социальных сетей, которые с готовностью подпитывают неконтролируемое поведение зависимых людей.
Один из клиентов Керра, Дэн (имя вымышленное), живет в Лондоне и работает в сфере ИТ. После падения Биткоина в 2018 году он потерял все свои сбережения.
В своем несчастье Дэн винит склонность поддаваться зависимости, а также основную ошибку многих новичков-инвесторов, получивших большую прибыль и уверенных, что рост рынка будет продолжаться всегда.
«Толчком к принятию некоторых из этих неверных решений стали социальные сети», — говорит он, — «Думаю, что мое мышление изменилось, и новая логика была примерно такой: «я теряю прибыль, которая меняет жизнь, потому что не инвестирую», — объясняет он.
Ему удалось взять ситуацию под контроль, но в 2019 году он начал заниматься маржинальной торговлей. Чтобы побороть скуку и тревогу, вызванные ограничениями, он также стал употреблять больше алкоголя. «Я играл не с такими большими числами, как раньше, а с меньшими рисками на кредитное плечо».
Один из членов семьи посоветовал ему обратиться за помощью, и он нашел частного консультанта, назначившего когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).
Вместо того, чтобы присваивать человеку ярлык зависимого, как это делает программа из 12 шагов, КПТ направлена на решение больших проблем, разбивая их на более мелкие и снабжая людей стратегиями, позволяющими справиться с этими проблемами.
Дэн говорит, что ему это близко, поскольку «это немного похоже на успешную торговую стратегию». Но в то же время он признается, что «на самом деле очень сложно оставаться за пределами рынка, когда вы видите знакомую динамику и то, как люди получают прибыль».
Страдает ли кто-то криптозависимостью из ваших близких или знакомых? Встречали ли вы таких людей? Поделитесь своим мнением в комментариях ниже.
Больше интересных новостей в нашем Telegram канале
Теплое и уютное общение в лучших криптовалютных чатах CryptoOn и bt[c]hat
#медицина #биткоин #зависимости #трейдинг